Крайний


Devotional Tour был великолепен. Фанаты выкладывали свои денежки за билеты снова и снова. Всюду аншлаги и полный восторг. Я до сих пор уверен, что именно в этом туре группа звучала практически идеально. Эталон был где-то поблизости.

Один маленький интересный фактик: довольно длинные вступления у некоторых песен имеют вполне определенную техническую надобность: дело в том, что сэмплы для их исполнения загружались какое-то время, несколько десятков секунд. Просто стоять и ждать было бы скучно. Вышли из положения умно и элегантно: через расширенные вступления, звучавшие столько, сколько точно хватит для загрузки всех нужных звуков.

Сумасшедший Devotional Tour и воспоследовавшие затем Exotic Tour и Summer Tour 94 принесли членам группы огромные деньги и не менее огромные проблемы во взаимоотношениях. Солист после тура остался без присмотра и без каких-либо ограничений упарывался наркотой. Автор не менее активно упарывался алкоголем. Энди подхватил болезнь душевную, что заставило его покинуть группу во время Exotic Tour, а в Summer Tour 94 он уже вовсе не участвовал (впрочем, его с успехом заменил приятель Depeche Mode Дэрил Бамонт, который вовсе не был клавишником — что кагбе намекает на уровень Энди как музыканта). Алан, окончательно офигев от всего этого, объявил 26 июня 1995 года об уходе из группы.

Уход одного из главных звуковых идеологов группы, казалось, означал для нее травму, несовместимую с жизнью (достаточно сравнить второй альбом с третьим, чтобы понять огромную разницу). Учитывая, что солиста у группы практически тоже не стало, многие были уверены: это конец. На пике популярности. С огромным потенциалом.

Но Дэйв, побывав на том свете, счел возможным вернуться в этот мир. Мартин взял себя в руки (хотя бы относительно) и начал сочинять новый материал. В качестве продюсера был приглашен Тим Сименон, давний знакомец группы и человек, который прекрасно знал, что такое Depeche Mode, какого звука нужно добиваться. Тим — не Алан, конечно, но в итоге получился альбом, который можно назвать последним альбомом золотого периода Depeche Mode. Зная, как звучат последующие альбомы, записанные с другими продюсерами, можно с уверенностью сказать: своим успехом альбом «Ultra» обязан именно Тиму. И еще можно с некоторой грустью констатировать, что если бы Алан не ушел, то альбом «Ultra» мог бы стать вторым «Violator» по качеству. Мартин постарался на славу. Впрочем, и так вышло хорошо. Лично я окончательно и бесповоротно полюбил Depeche Mode именно после выхода «Ultra».

Barrel Of A Gun

Очень подозрительный текст. Очень. Кажется, Мартин писал его специально для Дэвида. Если можно мерзость и падение передать ярко и даже где-то красиво, то эта песня — отличный пример. Этот текст мне нравится больше, чем любой другой на альбоме.

Звук жесткий, с большим количеством живой гитары и имитацией живых барабанов. При этом электроника также представлена достаточно широко. Отличная смесь. Почти идеальная.

«Barrel Of A Gun» — первая песня альбома, первый сингл того периода. В видеоклипе Дэйв предстает с длинными волосами, но уже без бороды. Учитывая, что песня — одна из самых тяжелых по звуку на альбоме, складывается такое ощущение, что группе хотелось продемонстрировать некую связь с прошлым периодом, а не отсекать его резко.

На сингле можно найти годную инструментальную композицию «Painkiller», которая в альбом не вошла.


The Love Thieves

Романтические чувства чаще причиняют страдания, нежели доставляют удовольствие. Мартин не оригинален в мысли своей, но изложил ее довольно симпатично. В тексте, полном печали, можно уловить надежду на то, что даже в несчастной любви есть что-то хорошее.

Очень спокойная, меланхоличная песня. Звук соответствующий. Гитара играет одну из ведущих ролей, но главную роль, на мой взгляд, исполняет голос Дэйва. Нужно отметить отличную работу по наполнению песни интересными звуками. Это не самая примечательная с музыкальной точки зрения работа Мартина. Без спецэффектов она была бы довольно скучна. То, что в итоге вышло — оцениваю положительно. Место в альбоме песня занимает по праву.


Home

Мартин снова поднял тему Дома с большой буквы Д. Снова — потому что была уже песня «Here Is The House» с похожим смыслом. Счастливы люди, которые хотя бы иногда могут себе позволить ощутить Дом — это самое лучшее место в мире, хотя, вероятно, людям со стороны может показаться непривлекательным вовсе. Отличный текст.

В музыке много электроники, но есть и живые звуки: кое-где Мартин играет на гитаре, а ближе к концу мы слышим запись симфонического оркестра. Весьма интересная с точки зрения звука песня. Пожалуй, одна из самых интересных на альбоме. Тот самый почти идеальный сплав жизни и синтетики, который мне по нраву. Да и если отвлечься от звука — это просто классная песня Мартина. Думаю, самая лучшая в его исполнении.

Песню выпустили в качестве сингла — третьего по счету с альбома.


It's No Good

Довольно ироничный взгляд на межполовые отношения. В связи с чем и нравится. Герой песни не сомневается в своей неотразимости и желанности, и собирается просто ждать, когда предмет воздыхания упадет к его ногам спелой грушей. В том, что это случится — сомнений, конечно, нет. :)

Звук можно кратко охарактеризовать так: электроника везде. Живого тут ничего нет. Эдакий привет от «Violator». В данном случае — очень в кассу, что надо. Насколько все на месте, что я таки перешел рубикон. Эта песня в свое время стала той, услышав которую я сказал себе «Depeche Mode для меня — не просто несколько клевых песен, а самая настоящая любимая группа». Мартин решил не мудрствовать особо и взял за основу один из кусочков «Enjoy The Silence». Впрочем, самоплагиатом песню не назовешь, она довольно сильно отличается.

Песня выпущена в качестве второго сингла с альбома. На сингле есть инструментальная композиция «Slowblow».



Useless

Мартин устами Дэвида пробует вправить мозги коллективному слушателю (хотя, наверняка есть определенный прототип для вправления) и знает наверняка, что это бесполезно. Безысходность и усталость. Мне нравятся такие образы. Текст удачный безусловно.

По стилю песню можно назвать типичным роком: живые барабаны, живой бас, основную мелодию Мартин исполняет на гитаре. Если в «Barrel Of A Gun» спецэффектов и электроники ощутимое количество, то тут ее почти нет. Привет из периода «Songs Of Faith And Devotion». В данном случае оправданно вполне, альбомная версия вышла достойной. Но лично мне все же больше нравится смесь живых звуков и синтетики, поэтому я больше люблю ремикс, представленный на сингле (эта песня стала последним синглом с альбома) и который можно услышать в видеоклипе. Ремикс отличается по звуку: другие барабаны, другой бас, чуть больше клавишных. Вышло отлично. Кстати, в клипе Дэйв, наконец, вернулся к прежнему имиджу: короткая стрижка, отсутствие растительности на лице. Некое завершение процесса возвращения группы вообще и солиста в частности.


Sister Of Night

Ситуация в группе определенно сказалась на авторе. И это тот случай, когда мрачные, депрессивные ощущения пошли только на пользу. Мартин создал отличные тексты: с изрядной долей печали, безысходности, что придает особый шарм. В данном случае текст о романтических чувствах. Казалось бы, избитая до ужаса тема. Но текст вышел красивым. Некая темная депрессивная особа находит в герое песни родную душу. Вместе же легче переносить темные времена.

Звучание преимущественно электронное, с небольшими вкраплениями живой гитары. Достаточно мягкая, меланхоличная основа в некоторых местах контрастирует с жесткими звуками.

Общедоступные данные говоря о том, что вокал записывался в те времена, когда солист еще был упорот, поэтому вокальная партия является склейкой удачных кусков из большого количества дублей.

Мне лично песня не кажется сильной. Ее наличие не портит альбом, но если бы ее вынесли на сингл, добавив в альбом полноценную версию «Painkiller» — я бы это понял.


Jazz Thieves

Вторая инструментальная интерлюдия. Довольно однообразная, но мне лично нравится больше, чем первая — хотя бы потому что слушать более приятно.

Вообще-то инструментальные композиции в альбоме не названы интерлюдиями, но я все же не уверен, что их можно считать полноценными композициями. Длительность менее 3 минут обычно указывает, скорее, на некую музыкальную зарисовочку. В любом случае, названия у интерлюдий есть, и эту можно попробовать перевести как «Воры джаза». Или, если «Jazz» тут не про музыку — «Грубые воры». Без текста трудно сказать точно. :)


Freestate

Песня об освобождении — эмоциональном прежде всего. Название можно перевести как «состояние свободы». Песня чем-то похожа по смыслу на «Sister Of Night», только тут предлагается не просто разделить депрессию и боль, а отбросить все это дерьмо и освободиться. Вероятно, Мартин вдохновлялся успехами Дэвида, который таки освободился от наркотической зависимости и вернулся с того света.

По стилю песня похожа на блюз: меланхоличная, легкая, с большим количеством гитары. и очень небольшим количеством электроники. Изрядную часть песни нет баса — нестандартный ход. Не хит, но годный номер вполне.


The Bottom Line

Автор сам исполнил песню о непостижимости судьбы и странностях любви. Название можно перевести как «нижняя черта» — в смысле «итого». Итого, герой песни, несмотря на все несуразности и алогичности романтических отношений, все равно идет за объектом своей любви. Несколько банальный итог, но Мартин такие банальности рассказывает довольно красиво.

Мартин тяжелые песни обычно не поет, поэтому понятно, что звучание достаточно легкое. Чем-то похоже на предыдущую песню, хотя электроники все же побольше, а живого звука меньше. Маленькие детали (которые щедро раскиданы и по всем остальным песням альбома) делают песню любопытной. Хорошее произведение, Мартину в самый раз. Хотя, надо признать, расположение песен в альбоме не очень удачное: условная первая сторона пластинки сочна и энергична (и все четыре сингла там же), а на второй — сплошь мягкий и легкий звук. Разнообразие бы не помешало.


Insight

Философический, довольно красивый текст о жизни. С щепоткой романтических соплей (куда ж без них).

Несмотря на кажущуюся простоту в песне огромное количество небольших (и больших) нюансов, которые не дают слушателю заскучать. Много электроники (довольно мягкой, впрочем), много спецэффектов, немного фортепиано — вот формула успеха. Удачный номер, который формально закрывает альбом. Но на самом деле нет. На альбоме есть еще скрытый инструментал под названием «Junior Painkiller» (скрытый — потому что его не выделили в отдельную композицию и не обозначили на обложке; чтобы послушать нужно немного подождать после окончания собственно «Insight»). Название говорящее: это сильно облегченная версия «Painkiller» — фактически, небольшой кусочек из окончания.


Painkiller

Очень мощная инструментальная композиция. Буквально на каждом шагу что-то интересное. Интересная перкуссия, интересные жужжащие звуки (думаю, это FM-синтез и много дисторшна), мощные живые барабаны, имитация (либо сэмплы) живой гитары, немного симфоничности ближе к концу. И, конечно, тонны спецэффектов.

На мой вкус эта музыка — вообще одно из лучших творений группы того времени.


Slowblow

Совсем не мощная, меланхоличная инструментальная композиция. Мягкой ее тоже не назовешь. Много «грязных» звуков, гитара с эффектом «wah-wah», громкий бас, спецэффекты. Мне кажется, что эта музыка неплохо подошла бы для кино. Для простого прослушивания несколько скучновато.

***

Через год группа Depeche Mode выпустил второй сборник синглов, для коего записала новый сингл. Эта работа вполне в духе альбома «Ultra» и почти никак не связана с последующими работами группы, в связи с чем стоит упомянуть три новые композиции, которые можно обнаружить на сингле, именно в статье об «Ultra».


Only When I Lose Myself

Чуть печальная, но все же в целом оптимистичная романтическая история о блаженстве вследствие растворения в объекте страсти своей. Симпатичный текст.

Что касается музыкальной части, то, в общем, надо признать, что это не хит. Видимо, на тот момент для сингла ничего более крутого не нашлось. Но и не провал точно. Интересно сочетание струнных со спецэффектами и порой довольно жесткими звуками, хотя в целом песня довольно мягкая (романтика же).

Демо в исполнении Мартина Гора можно услышать на третьем диске deluxe-издания альбома «Sounds Of The Universe». И мне до сих пор кажется, что песня больше подходит именно Мартину.


Surrender

Похожая по смыслу на «Only When I Lose Myself» песня. Ну, как похожая. Тоже про любовные сопли. Они все чем-то похожи. Мартин снова проявляет свою «нижнюю» сущность и с наслаждением капитулирует перед объектом любви.

В отличие от заглавной песни сингла тут звук значительно более похож на живой: барабаны весьма похожи на живые, довольно много гитары. Впрочем, бас синтетический, да и вообще электроники тут достаточно. Неплохая смесь.

На мой вкус «Surrender» не хуже «Only When I Lose Myself», они примерно одного уровня.


Headstar

Инструментальная композиция. Весьма энергичная. Интересно, что состоит из синтетики почти целиком, но барабаны снова имитируют живые (впрочем, и в партии ударных электроника есть). Мне этот номер нравится больше, нежели две остальные композиции сингла. Мощно, довольно жестко, с кучей интересных решений и эффектов. Вероятно, это — последняя композиция Depeche Mode в духе Depeche Mode.