Нарушитель


Идеал, конечно, недостижим, но есть в человеческом мире музыкальный альбом, приблизившийся к идеалу настолько, что, кажется, можно усомниться в вышеуказанном утверждении. Это альбом «Violator» группы Depeche Mode. Как говорят в таких случаях «сошлись звезды». Мартин написал свои лучшие песни. Дэйв исполнил свои лучшие вокальные партии. Алан и приглашенные специалисты по звуку создали великолепное, чертовски интересное, по сей день не устаревшее звучание. Сказался и новый подход к записи альбома (см. ниже).

После ударных (но без ударных) концертов 1988 года группа взяла паузу. Достаточно длинную: впервые поклонникам пришлось ждать нового альбома два с половиной года (с осени 1987 до весны 1990).

Впрочем, нельзя сказать, что члены группы вообще ничего не делали. Еще во время тура Алан выпустил вельми достойную (по крайней мере с точки зрения звучания) вторую пластинку «Hydrology» своего сольного проекта Recoil.

Мартин Гор решил не отставать и, отдохнув хорошенько после концертов, направился в студию для записи своего первого сольного альбома «Counterfeit», который увидел свет в середине 1989 года. Мартин, будучи автором почти всего репертуара Depeche Mode, решил не создавать почву для конфликтов, и записал только кавер-версии песен сторонних авторов, оставив все свое творчество для группы. «Counterfeit» — не шедевр, но в фонотеке фаната Depeche Mode он быть должен, работа добротная.

Также фанаты получили возможность насладиться записью выступления №101 тура в поддержку альбома «Music For The Masses», и этот «живой» альбом действительно хорош. Насколько, что одну из песен («Everything Counts») было решено выпустить в качестве сингла. Я абсолютно уверен, что именно версия этой песни 1988 года — идеальна (позже ее переработали для концертов, и, по моему мнению, изрядно испортили). Злые языки поговаривают, что запись концерта не полностью настоящая, и некоторые партии Дэвид перезаписал в студии. Алан не стал ни подтверждать, ни отрицать это. Лишь упомянул, что нет ни одного «живого» альбома, над которым бы не поработали в студии. Кстати, наличие примерно в середине концерта песни «Somebody» не случайно. Песни группы всегда были слишком сложны для полностью «живого» исполнения, поэтому изрядная часть исполняемых песен была записана на пленку заранее (Алан как-то обмолвился, что действительно «живьем» исполняется около 50% материала). У группы было несколько пленок с разным набором песен на каждой (для разнообразия), поэтому список исполняемых песен от концерта к концерту мог отличаться. Каждая пленка содержала песен где-то на половину концерта. В середине шоу Мартин исполнял что-то целиком «живьем», без использования предварительно записанного материала. Пауза позволяла сменить пленку и продолжить концерт, и, конечно же, давала возможность основному вокалисту передохнуть.

Когда встал вопрос о записи нового альбома, участники группы решили, что уперлись в некий потолок, и надо что-то радикально поменять. Поменять решили саму суть работы в студии. Если раньше она была скорее технической, недели творческой, то теперь автору сказали примерно следующее: «Мартин, дорогой, с тебя только аккорды, простенький ритм, стихи и вокал, а остальное мы придумаем все вместе в студии». Мартин пошел на это, и в результате мир увидел песни, которые в той или иной степени отличались от авторской задумки. Как ни странно, эффект был весьма положительным. Пожалуй, полноценными авторами альбома «Violator» можно назвать всю четверку членов группы.

World In My Eyes

В общем-то весь текст можно передать одной фразой «секс — это круто». Остальное — лирика (впрочем, весьма неплохая).

Великолепная, холодная, интересная во всех нюансах работа. Конечно, как и любая группа, создающая электронную музыку, Depeche Mode тоже испытала сильное влияние группы Kraftwerk, но эта песня — фактически трибьют, посвящение Kraftwerk. Ни грамма живой музыки.

Записали песню одной из первых; возможно, поэтому она слегка выделяется на фоне остальных. Впрочем, этим и хороша. Любимая песня Флетча, между прочим.

Композицию сочли достойной того, чтобы стать синглом. Стоит отметить наличие на сингле двух не вошедших в альбом песен: «Happiest Girl (jack mix)» и «Sea Of Sin (tonal mix)».


Sweetest Perfection

В тексте песни, исполняемой Мартином Гором, есть слово «drug». Учитывая также иные неоднозначные образы песни, это слово, которое можно перевести как «наркотик», дает основания считать, что песня наркоманская. Но, возможно, это слишком простой подход. Романтические или сексуальные чувства тоже могут вызывать эйфорию, ведь так? Для кого-то и любовь — наркотик. Может быть, Мартин что-то вроде этого и имел в виду. Точно знает только автор.

По звучанию песня весьма отлична от предыдущей. Бас похож на живой, есть также сэмплы живой гитары. В основе – триоли, которые Мартин использовал при сочинении песен для данного альбома довольно часто. Композиция напоминает классический рок. Конечно, без спецэффектов не обошлось, они тут весьма к месту. В середине можно услышать симфоническую вставку, которая пришлась очень в кассу. Хотя Мартин исполняет мягкие, небыстрые песни, эту совсем уж мягкой бы не назвал. В конце барабаны звучат довольно жестко. Там же, в самом конце, можно услышать и Дэйва, который до тех пор не был замечен в роли бэк-вокалиста.

Очень добротная песня, хоть и не хит. Альбом ни разу не портит.

Фанаты могут ознакомиться с демо в исполнении автора, запись опубликована официально на третьем диске deluxe-издания альбома «Sounds Of The Universe».


Personal Jesus

У каждого может быть свое собственное, уникальное божество. Тот (возможно, даже человек), кой тебя холит и кормит. В общем-то человеческая история знает массу примеров, когда люди становились божествами для своих поклонников, и обычно это даже не политические персонажи, а певцы и актеры. Текст хорош, энергичен, в самый раз для Дэвида, который песню и исполняет.

Если «Sweetest Perfection» рок напоминала, то «Personal Jesus» можно назвать роком без каких-либо натяжек. Основа музыки — триольный гитарный рифф от Мартина. Ударные собраны из множества звуков, и в целом похожи на живые барабаны. Синтетический бас и спецэффекты делают звучание необычным; в конце концов, нет ничего скучнее банальной рок-аранжировки из барабанов, баса и пары гитар. Несмотря на кажущуюся простоту, технически все не так уж просто, в чем может убедиться любой, скачав и прослушав мультитрэк (ссылочки можно найти в Яндексе).

Песня стала первым синглом того периода, и оригинал, собственно, можно услышать именно на сингле (и в клипе тоже). Альбомная же версия расширена куском чертовски удачного ремикса под названием «Personal Jesus (pump mix)», который сделал, судя по звуку, Франсуа Кеворкян. Этот ремикс сильно отличается от оригинала: звук почти целиком электронный, с мощными ударными (кстати, в некоторых фрагментах можно слышать малый барабан из «World In My Eyes») и огромным количеством спецэффектов в духе Kraftwerk.

Успех «Personal Jesus» был ошеломительным и весьма неожиданным для создателей.

На сингле также поместили не вошедшую в альбом песню «Dangerous».


Halo

Неочевидно, но при внимательном изучении это довольно романтичная песня. Герой обращается к кому-то (вероятно, все же к даме сердца) и призывает (внезапно) перестать грызть себя изнутри, отбросить сомнения и броситься в любовь с головой, даже если за такую дерзость придется потом поплатиться. На самом деле в оригинале довольно симпатично.

Звук жесткий, ударные великолепны. Яркие синтетические звуки тоже добавляют жесткости. В припеве слышны сэмплы гитары, которая звучит в куплетах «Policy Of Truth», правда Алан их изрядно переработал. Мощи добавляют симфонические вставки во второй половине песни.

Песня, безусловно, является украшением альбома. Явная удача. Замечательный образчик электронного рока. Она была кандидатом на выпуск в качестве сингла (и вполне заслуженно), но группа ограничилась съемками клипа. Впрочем, и клипа хватило, чтобы песня попала в некоторые хит-парады.


Waiting For The Night

Мартин не особенно скрывает свою ранимую натуру. И эскапизм, воспетый в этой балладе, сенсацией не является. Ночь прекрасна. Покой, тишина, возможность забыть о бедах и тревогах. Сложно не согласиться с автором.

Распространено заблуждение, что авторское название песни чуть длиннее: «Waiting For The Night To Fall» — мол, кто-то в типографии накосячил и оторвал два слова. Алан Уайлдер сообщал, что это не так, название совершенно корректное.

При создании аранжировки группа вдохновлялась творениями Tangerine Dream. Эдакий эмбиент с частичкой Depeche Mode. Очень мягкий и атмосферный номер. Самый легкий из данного альбома. Тем более удивительно, что главный солист тут Дэйв. Впрочем, Мартин поет добрую половину песни, а на некоторых концертах песню и вовсе исполняли полноценным дуэтом.

Нельзя сказать, что это лучшая песня альбома (особенно при таких-то классных соседних песнях), но она не воспринимается лишним элементом, вписалась весьма гармонично, да и для разнообразия годно.


Enjoy The Silence

Каждая культовая музыкальная группа имеет песню, ради которой коллектив, собственно, рождался. Иногда ее приходится ждать очень долго. Группа Depeche Mode — это «Enjoy The Silence». Даже если бы не было других песен, группа все равно была бы культовой.

Мартин сочинил, вероятно, лучшие стихи. Слова насилуют тишину. Слова превращаются в клятвы, которые, конечно, будут нарушены. Слова никчемны и бесполезны, от них больше вреда, чем пользы. Парадоксальный (ведь все эти мысли излагаются при помощи слов), и от того, кажется, еще более гениальный текст. Перевести его как следует сложно.

Когда Мартин принес песню коллегам, она была медленной такой любовной балладой (в сети можно найти демо и убедиться). В процессе работы песня изменилась радикально: темп ускорился, добавились довольно жесткие ударные, гитара, куча дополнительных интересных электронных звуков. Так вот, во многом случайно, родился на свет хит. Автор поначалу был не в восторге он столь радикальной коррекции изначального замысла, но, к счастью, дал себя убедить в правильности изменений.

Как человек, увлекающийся (на любительском уровне) записью песен, я кое-что в процессе понимаю. Каждый раз, когда я слушаю «Enjoy The Silence» я не перестаю удивляться. Такое огромное количество музыкального материала, и все хорошо слышно, ничего не выпадает, друг другу дорожки не мешают. Записывали профессионалы, это ясно, но я все же не понимаю, как чисто технически они умудрились все это уместить в песню. Композиция — шедевр не только потому, что замечательно сочинена и исполнена. Даже чисто технически это шедевр.

Конечно, песня стала синглом и была чертовски успешна в чартах. По моему скромному мнению, ремиксы в основном неудачны, что, в общем, только подтверждает, что оригинал — недостижимая вершина. Хотя некоторые ремиксы достойны внимания. Например, ремикс «Enjoy The Silence (harmonium)» представляет собой чуть доработанный оригинал в исполнении автора.

На альбоме «Enjoy The Silence» плавно переходит в интерлюдию под названием «Crucified». Она интересна тем, что на гитаре играет Дэйв, а «поет» (произносит слово «crucified») Энди.

На синглах помимо ремиксов можно обнаружить две инструментальных композиции: «Sibeling» и «Memphisto».


Policy Of Truth

Мартин затронул тему правды и лжи не в первый раз. Можно припомнить, например, песню «Lie To Me». Тут автора копнул чуть глубже и создал весьма мудрый текст о том, что принципиально говорить всегда правду — не самая лучшая идея.

Песня была выпущена в качестве третьего сингла с альбома. Вещь очень сильная. Наряду с «Halo» я бы назвал ее близкой по стилю к эталону электронного рока. Основная мелодия весьма удачна, Мартин постарался. Одну из главных ролей играет гитара. Ударные сочные и, по словам Алана, частично писались вживую. Электронные звуки имитируют живые инструменты, не заявляя ярко о своей синтетической принадлежности. Окончание также весьма интересно: затухание неравномерное, частично дорожки сохраняют свою громкость до самого конца. Я этот эффект позаимствовал, в своих творениях использовал неоднократно. Вообще в альбоме на удивление много песен заканчиваются затуханием, что мне лично кажется не лучшей идеей — будто не смогли родить нормальное окончание. Причем для концертов все равно пришлось нормальное окончание выдумывать.

На сингле можно обнаружить инструментальную композицию по имени «Kaleid».


Blue Dress

Если даже сам автор называл свое творение развратным, то спорить не о чем. Герой песни, которую исполнил сам Мартин Гор, откровенно занимается фетишизмом: просит подругу надеть синее платье, чтобы получить удовольствие от созерцания. Есть у Мартина и более развратные песни, но в данном случае еще и музыка весьма сексуальна, что делает композицию, вероятно, одной из самых сексуальных вещей группы.

В основе ритма снова триоли. В аранжировке отлично сочетаются мягкие и довольно тяжелые, жесткие тембры. Ударные весьма в кассу: четкие, но не долбящие в голову. Звучание напоминает композицию «Good Old Germany» пера Джорджо Мородера (Giorgio Moroder), хотя определенных данных о связи нет. Алан не был в восторге от «Blue Dress», указывая также на то, что предпоследней обычно ставится слабая песня. Я не совсем согласен. Есть и послабее в данном случае.

После окончания песни на альбоме звучит вторая интерлюдия, которая имеет чисто техническое название «Interlude №3». Формально это инструментальная композиция, но голос Мартина Гора мы все же слышим — в качестве одного из тембров.


Clean

Очиститься Мартин желал еще в прошлом альбоме (см. песню «To Have and To Hold»). Тогда хотел, тут уже подытоживает: я чист. Знал бы он, что ждет впереди и его, и Дэйва. Мартин явно не Ванга.

Песня закрывает альбом. Я всегда считал ее наиболее слабой на альбоме. Аранжировка не очень интересная: вполне ординарный бас, барабаны тоже. Пожалуй, кроме симфонических вставок, отметить нечего, да и таковые вовсе не уникальны для Depeche Mode. Триольный ритм мог бы добавить интереса, но именно на данном альбоме он встречается еще три раза, так что тоже не очень-то возбуждает. Не возьмусь утверждать, что без песни альбом бы ничего не потерял, но если попробовать определить «соплю» в таком сильном альбоме, то это песня «Clean».

Для фанатов есть запись демо в исполнении автора — на том же третьем диске deluxe-издания альбома «Sounds Of The Universe». Как ни странно, она воспринимается несколько органичнее. Возможно, эту песню должен был и на альбоме исполнить автор.


Период «Violator» знаменит не только содержимым альбома, но и большим количеством не вошедшего в альбом, но изданного материала.


Dangerous

Герой щекочет себе нервы романтическими отношениями с опасной дамой. В этом определенно что-то есть. Если ты молод и у тебя есть мазохистские наклонности.

Песня, в общем, неплоха. Учитывая ранний выпуск сингла, можно и не гадать: записана песня была в самом начале работы над альбомом. Почему ее сочли недостойной альбома — ясно: это тот случай, когда Мартину не удалось выдавить из себя достаточно музыкального материала для полноценной композиции, а звукари за счет аранжировки не смогли вытянуть в целом довольно однообразную песню на приемлемый уровень.


Sibeling

Композиция инструментальная. Довольно проста с точки зрения звука: фортепиано и спецэффекты. Впрочем, симпатична.


Memphisto

Скажу просто: это самая сильная инструментальная композиция в репертуаре Depeche Mode. Уверен, что она была вполне достойна места в альбоме. В главной роли — фортепиано, которое удачно сочетается с синтетическим басом и спецэффектами. Чертовски мощная электронная симфония, так бы я охарактеризовал «Memphisto».


Kaleid

Не шедевр, но заслуживает внимания. Псевдоголосовые эффекты, синтетические басы, смачные барабаны. Я бы назвал ее немного хаотичной, но для би-сайда это не критично.


Happiest Girl (jack mix)

Оригинал, вероятно, сочли недостойными публикации, поэтому слушатели смогли ознакомиться только с ремиксом. «Happiest Girl» неплоха, с точки зрения звучания точно, а если выкинуть из нее несколько неудачных кусков — даже покажется хорошей. Но не шедевр, и, сдается мне, является результатом первых сессий, когда группа еще до конца не поняла, что же она создает. Готовилась для альбома, но, к счастью, в него не вошла.


Sea Of Sin (tonal mix)

Эту песню тоже можно услышать только в виде ремикса. Про «Sea Of Sin» можно сказать коротко: это самая слабая песня группы того периода, ее можно было вовсе не записывать.