Музыка для всех


Альбом «Music For The Masses» — однозначно шаг вперед для Depeche Mode, хотя некоторые фанаты и воспринимают его как улучшенную вторую часть предыдущего альбома (по крайней мере, по стилистике). Парни из группы еще немного приблизились к недостижимому идеалу.

Во-первых, этот альбом окончательно закрепил за участниками группы статус мировых звезд. Что, в свою очередь, позволило им далее творить не сильно оглядываясь на потребности музыкального рынка. Без этого альбома, скорее всего, не было бы следующего альбома «Violator», или он был бы не таким великолепным. Кроме того, после «Music For The Masses» группа стала делать довольно большие паузы между альбомами: сначала в три года, а затем и вовсе перешла на выпуск одного альбома в четыре года, что стало для группы традицией. Такие паузы могут себе позволить только суперзвезды, ведь посредственные группы за несколько лет молчания будут просто забыты.

Во-вторых, группа впервые выпустила четыре сингла с одного альбома. И хотя последний сингл «Little 15» был выпущен в несколько ограниченном виде, это не помешало ему добиться некоторого успеха.

В-третьих, именно начиная с этого альбома группа начала постоянное сотрудничество с гражданином Нидерландов Антоном Корбейном. Именно он создал наиболее яркие визуальные образы, с которыми группа ассоциируется у людей во всем мире. На долгое время он стал основным режиссером видеоклипов группы.

В-четвертых, группа стала чаще использовать в аранжировках живые гитары. И хотя присутствие гитар в альбоме нельзя назвать доминирующим, именно этот шаг потом привел к значительно более активному использованию гитар и живого исполнения в альбоме «Violator», и, конечно, к звуку альбома «Songs Of Faith And Devotion», в коем живого исполнения и живых инструментов, возможно, даже больше, чем программирования и электронных звуков.

В-пятых, этот альбом был самым автономным альбомом группы, по крайней мере в прошлом веке. И до, и после альбомы записывались с приглашенным музыкальным продюсером, который сильно влиял на результат. В данном случае группа воспользовалась услугами Дэвида Баскомба, который был, скорее, техническим специалистом. Звучание альбома практически целиком родилось внутри Depeche Mode.

Never Let Me Down Again

Песня о большой мужской любви, но я и не соглашусь с теми, кто видит тут сексуальный подтекст. Некоторые критики также увидели в полетах, упоминающихся в тексте, намек на наркотики. Ну, кто ж им запретит так думать? Я считаю, что Мартин, как человек со склонностью к подчинению (это прослеживается в его текстах неоднократно) просто говорит о хорошем, более активном друге, с которым можно классно оторваться, и который не даст в обиду.

Звучание песни мощное, чем-то похоже на классический смачный рок. Ударные яркие, хотя, увы, совершенно непригодны для сэмплирования и повторного использования (пробовал, знаю, ибо в сети есть мультитрэк этой песни). Есть моменты, где звучит живая гитара. Музыка в третьей трети песни пробирает до костей, и не нужно удивляться тому, что знаменитое массовое махание руками на концертах начинается именно в эти секунды. Пожалуй, тот факт, что такая яркая песня начинает альбом, можно назвать необычным случаем. Обычно группа начинает с хорошей, но не такой энергичной композиции.

Песня выпущена в качестве сингла; правда, второго. На обложке — карта и названиями на русском языке. Почему — никто не знает. Потому что гладиолус. На сингле можно найти несколько замечательных ремиксов и би-сайд «Pleasure, Little Treasure», который был столь хорош, что его даже исполняли на концертах.


The Things You Said

Слухи, сплетни. Богохульные слухи, любовные сплетни. Мартин неоднократно поднимал в своем творчестве эту тему. Наверное, сказывается негативный личный опыт. Печальная песня разочарованного любовника, вот как я бы охарактеризовал ее.

На этом альбоме Мартин вернулся к стандартной квоте в две песни. Эта — первая на альбоме, исполненная автором. Медленная, мягкая, как обычно. В ней много синтетических звуков, но не агрессивных. Довольно необычно, что бочку привязали к слабой доле, что, впрочем, в данном случае звучит вполне органично.

На концертах песню исполняли редко. Номер в целом неплох, но явно не шедевр. Дамы наверняка поспорят.


Strangelove

Странное название для песни. Бывает ли любовь не странной? На мой дилетантский взгляд описанные в песне трудности романтических отношений — нормальное явление, уж в молодости точно.

На самом деле группе очень повезло. Песня однозначно тянула на хит и была выпущена в качестве первого сингла с альбома еще до выпуска самого альбома. Та, первая версия, была не то чтобы плоха, но имела изрядный налет попсовости. Но на помощь пришел Дэниел Миллер, давний друг группы и владелец выпускающего лейбла Mute Records. Он сделал ремикс «Strangelove (blind mix)», и так он хорош оказался, что для альбома песню перезаписали, использовав все удачные находки из вышеуказанного ремикса. Именно эта версия и стала наиболее известной.

Бас в песне напоминает таковой в песне «Behind The Wheel». В аранжировке снова использовалась запись живой гитары. Барабаны весьма хороши. Тот случай, когда сошлись звезды. Мартин написал действительно отличную песню, которую потом все же смогли довести до ума.

На сингле помимо нескольких ремиксов основной композиции можно обнаружить две инструментальные: «Pimpf» и «Agent Orange».


Sacred

Мартин снова обратился к религии, но пока это все же редкие эпизоды. Упоминание различных религиозных моментов будет относительно частым явлением в будущем. Эту песню я бы назвал песней истового праведника, который обрел веру и считает себя должным нести ее в массы. Возможно, Мартин имел в виду нечто не такое буквальное, вроде музыкантов, несущих свое творчество людям; сложно однозначно понять.

Результатом работы в студии в данном случае участники записи остались не вполне довольны. И все же, на мой взгляд, этот номер вполне удачен. Нет особенно интересных звуковых находок (разве что нечто похожее на FM-синтез, что звучит в куплетах), но все довольно приятно на слух, качественно исполнено и записано.


Little 15

В прошлом альбоме Мартин сочинили песню «A Question Of Time», в котором обращался к пятнадцатилетнему слушателю или, скорее, к слушательнице. В следующем альбоме он снова написал песню о пятнадцатилетней девочке. Почему именно этот возраст так притягивал Мартина — сложно сказать. Может, это как-то связано с законодательством Великобритании или просто некая черта, отделяющая ребенка от взрослого. Чтобы можно было сочинить что-то о любви, которая, уж так получилось, всегда имеет сексуальный подтекст.

С точки зрения аранжировки эта песня, пожалуй, одна из самых интересных в альбоме. Звучание я бы назвал электронно-симфоническим. В будущем группа начнет в некоторых случаях обращаться за помощью в записи к настоящему живому оркестру. Тут пока обошлись своими силами.

Песня была выпущена в качестве последнего сингла с альбома. Это не планировалось, и, судя по воспоминаниям участников, песня могла и в альбом не войти. Что касается выпуска сингла, то были некие планы на песню «Nothing» (понимаю, песня отличная). Успеха большого сей сингл не имел, но в некоторые чарты все же попал. На сингле также можно услышать весьма красивый инструментал «Stjarna» и еще «Moonlight Sonata No. 14» пера Людвига Бетховена (сонату исполнил Алан, а записали это исполнение шутки ради, но вот, пригодилось).

Демо «Little 15» в исполнении автора можно найти на третьем диске deluxe-издания альбома «Sounds Of The Universe».


Behind The Wheel

Мартин снова демонстрирует свою склонность к роли слуги (см. «Never Let Me Down Again»), но на этот раз рулить предлагает даме сердца. Замечательный текст. Редкий образец текста о романтических чувствах, который не отдает пошлостью (во всех смыслах этого слова).

Я бы назвал эту песню одной из лучших произведений Мартина Гора вообще. На альбоме она однозначно моя самая любимая. Альбомная версия не содержит тарелок и поэтому звучит меланхолично и спокойно. Аранжировки весьма интересна, особенно вокальные сэмплы (кажется, в исполнении Мартина), которые мы слышим во второй части песни. Звук сонара тоже кажется вполне к месту. В альбомной версии есть узнаваемый ритмический рисунок партии баса. Вокал тоже сделан довольно интересно: вроде бы солирует Дэйв, но и Мартин спел всю песню, пусть его вокал и сдвинут назад. Эдакий дуэт. Также стоит отметить, что в песне нет припева, довольно редкий случай.

Такая классная песня просто не могла не стать синглом. Судьба версии песни для сингла в какой-то степени зеркальна по отношению к песне «Strangelove»: великолепная альбомная версия была ремикширована, причем отличия от оригинала весьма ощутимые. И отличия эти, увы, не в лучшую сторону. В ремиксе узнаваемый бас изменили на более простой, а аранжировку хоть и оставили по большей части такой же, но все перемешали так, что некоторые звуки пришлось отодвинуть глубоко назад, так что их почти не слышно. Оно и не удивительно, ведь ремикс короче оригинала чуть ли не на полторы минуты, потому пришлось уместить весь материал в более короткий отрезок времени, пойти на некий компромисс. Справедливости ради, песню испортили не в Depeche Mode. Ремикс соорудил модный в то время, и, в общем, обычно удачно действующий музыкант и продюсер Шеп Петтибон. Но тут он явно слажал. Насколько я понимаю, участники группы были не очень довольны его работой, но по каким-то причинам (сильно подозреваю обычный коммерческий расчет) творение Петтибона все же было выпущено.

На сингле можно обнаружить первый кавер в исполнении Depeche Mode: песню «Route 66». Записали эту песню, видимо, специально для американских фанатов. Замечательно то, что она аранжирована в точности как альбомная версия песни «Behind The Wheel».


I Want You Now

В каждом альбоме должна быть сопля (слабая песня). Этот закон Виктора Цоя не опровергнут до сих пор. Правда, есть альбомы, полностью состоящие из соплей. К счастью, группа Depeche Mode была не такой. Но на каждом альбоме, даже на самых лучших, была сопля. И я бы сказал, что на этом альбоме сопля — именно «I Want You Now». Текст можно не упоминать: любовное обращение Мартина (он солирует) к подруге, которую он хочет, не отличается оригинальностью. Дело не в тексте. Тут вообще музыка как-то отошла на второй план, чем сие творение сильно напоминает творчество Алана Уайлдера. Есть интересные спецэффекты, включая тяжелое эротичное дыхание аккордеона. Но нет того, что эффекты должны были поддержать и оттенить. Нет интересной мелодии или хотя бы чего-то похожего. Без сего творения альбом бы не стал хуже.


To Have And To Hold

Название — фрагмент из свадебной клятвы. «Пока смерть не разлучит» и все такое. Текст сообщает о том, что герою надоело сидеть по уши в грехе и хочется очиститься. И найти того, кто за толстым слоем грязи найдет нечто доброе, и возьмет в законные мужья, ну или просто будет рядом. Песня неплохо подошла бы и Дэйву, и Мартину. Оба в молодости изрядно накуролесили.

В начале мы слышим запись сообщения советского диктора про ядерное вооружение. Это не имеет отношения к тексту, участники группы вовсе не знали смысла фразы, и использовали ее как спецэффект. Вообще альбомная версия мало похожа на демо Мартина. Алан решил, что песня звучит слишком легко (особенно учитывая текст), и сделал ее мрачной и медленной. Получилось нечто похожее не предыдущую песню: пустовато, нет ни мелодии, ни припева. Звучание за счет спецэффектов поинтереснее, но, если бы не было «I Want You Now», наиболее неудачным номером можно было бы назвать эту песню. Однако, все не так плохо. Мартин чувствовал, что во время записи песня была подпорчена, поэтому настоял на записи другой версии — как раз на основе его демо. Эта версия называется «To Have And To Hold (spanish taster)», и она, надо признать, на голову лучше. Появилась довольно интересная музыкальная составляющая. Правда, почему-то вокал присутствует только частично, последняя часть текста не включена.


Nothing

Одна из лучших песен на альбоме. Замечательный текст, отличная музыка. Мне лично она нравится больше «Never Let Me Down Again» и «Strangelove». Очень жаль, что ее не выпустили в качестве сингла.

Скепсис и здоровый цинизм по отношению к окружающему миру мне близки. Мартин попал в точку. Слов мало, смысла много.

Звук мощный. Сочные барабаны, интересный подклад в припеве, яркая партия баса. Дэйв отлично воплотил основной вокал, Мартин отлично подпел. Можно также услышать знаменитую металлическую перкуссию, которую после этого альбома отложили в сторону. Отличный номер для завершения альбома. Был бы. Но в конец добавили еще одну композицию.


Pimpf

Весьма интересная инструментальная композиция. Впрочем, вокал Мартина тут присутствует — в качестве музыкального инструмента. Если «Little 15» — это электронная симфония, то сей номер весьма похож на академическую музыку. Синтетических звуков не слышно (впрочем, возможно, бас синтезирован). Есть фортепиано, оркестровые ударные, струнные, вокальные охи Мартина. Для Depeche Mode академическая музыка — своего рода эксперимент, поэтому это действительно интересно. Но если бы вся музыка группы была такой, вряд ли ее ждал бы успех.

Ах да, странное название. Пимпф — это участник гитлерюгенда.

По окончании композиции, если сразу не выключать магнитофон или проигрыватель, можно услышать короткий скрытый инструментальный трэк, кой изначально в списке композиций не значился и имени не имел, но сейчас есть данные о том, что называется он «Mission Impossible».


Вот тут место на пластинке закончилось, и альбом официально тоже закончился. Но на кассетах и CD место еще было, поэтому существует расширенная версия альбома.


Agent Orange

Замечательная инструментальная композиция. Сочетание фортепиано и синтетических звуков — отличная идея, группа в будущем еще не раз использует его. Звук живой гитары и ряд спецэффектов (имитация звука вертолета, передачи сообщения морзянкой) добавляет «специй». Одна из лучших инструментальных композиций группы.

Что касается названия, то «Agent Orange» — это весьма вредный химикат, печально известный в связи с применением американскими военными во Вьетнаме.


Never Let Me Down Again (aggro mix)

Как ни странно, ремикс смог добавить энергии даже такой энергичной песне. Часть его используется до сих пор при исполнении на концертах. Вокала тут почти нет. Весь секрет — в новой партии баса.


To Have And To Hold (spanish taster)

(см. выше). :)


Pleasure, Little Treasure (glitter mix)

Ищешь смысл жизни в сложных материях? Думаешь о судьбах мира? Хватит страдать ерундой! Смысл жизни у тебя под носом: он заключен в удовольствии, которое является маленьким, но все же сокровищем. Помимо философских размышлений Мартин будто намекает на «маленькую смерть» (этим выражением иногда именуют оргазм).

По стилю песня весьма напоминает композицию рок-группы, электроники тут мало. В отличие от еще одного рок-номера того периода «Route 66», эта песня — оригинальное творение Мартина Гора. Кажется, помимо любви автора к Гари Глиттеру, тут есть аналогичный коммерческий расчет: завоевать любовь в США легче через рок, чем через электронную музыку. Гитара не просто присутствует — она доминирует. К тому же, гитар используется несколько.

Собственно, оригинал можно услышать на сингле «Never Let Me Down Again» — он значительно короче. Ремикс, добавленный в расширенную версию альбома, длиннее, отличается наличием ряда спецэффектов и интересных решений, которые слышно ближе к концу.

Так как песня вышла весьма удачной, можно только предположить, почему ее не добавили в основную версию альбома: вероятно, группа все же боялась неприятно удивить и подрастерять любителей электронного звучания таким неэлектронным трэком. На концертах же песня заходила хорошо, ее можно услышать на знаменитой записи живого концерта группы под названием «101».