Песни веры и верности
Записав «Violator», участники Depeche Mode могли бы уйти на пенсию, оставшись навсегда создателями шедевра. Но творческий зуд не дает покоя; это знают все, кто занимается творчеством в любом его виде. Мартин Гор написал новые, замечательные песни. Звукари искали новые звуки. Дэйв радикально изменился и внешне (длинные волосы, борода с усами, худоба), и внутреннее. Во многом благодаря ему группа решила сделать акцент на живом исполнении, а звук стал тяжелее. Получился альбом «Songs Of Faith And Devotion», остающийся самым тяжелым альбомом группы до сих пор. Удивительно, что такая радикальная смена звука не оттолкнула поклонников. Совсем наоборот.
Никто не знал, какой катастрофой закончится этот период в истории группы. Дэйв почти отравится на тот свет из-за передоза. Мартин забудет о днях, когда не употреблял бы изрядное количество алкоголя. Алана покинет группу. И даже Энди погрузится в клиническую депрессию, что вынудит его на время оставить группу прямо во время тура.
Но все это будет потом, в процессе и после дико успешного, и, по моему мнению, самого крутого тура группы. Концерты тех времен — эталон звучания, практически идеальная смесь тяжести и живого звука с электроникой. Кто знает, может, рождение таких великолепных творческих сущностей невозможно без последующей расплаты? Все возможно.
I Feel You
Песня про чувства. Да, снова про межполовые отношения, куда же без них. Для кого-то такие сильные чувства, как любовь (и, сильно подозреваю, секс) — некое подобие пришествия Царства Божия. Сильный текст, несмотря на романтическую направленность.
Отвратительный скрежет, открывающий альбом и первый сингл, как ни странно, не вызвал отвращения ко всему остальному, хотя я до сих пор не понимаю, зачем этот мерзкий звук вообще был вставлен. В остальном же звук очень необычен для Depeche Mode, но ординарен для рок-групп: живые барабаны, живая гитара. Впрочем, бас электронный, да и чуть-чуть электронных спецэффектов можно услышать. Песня очень похожа по духу на «Personal Jesus»: есть триоли, есть базовый гитарный рифф. Разве что темп сильно медленнее.
Считаю, что концертная версия «I Feel You» куда лучше, чем студийная. Просто за счет более мощных барабанов. При записи студийной версии ударные порядочно обработали, и это тот редкий случай, когда обработка скорее повредила.
Песня стала первым синглом с альбома. И до сих по с успехом исполняется на концертах. Мощная вещь.
В клипе можно заметить остатки старого еще поведения Дэйва, когда он забавно пританцовывал во время концертов. Но совсем скоро солист избавился вовсе от старых мальчишеских особенностей своего поведения. На концертах их уже не видно вовсе. Кстати, для концертного исполнения тональность песни чуть изменили — видимо, Дэвиду так было проще.
На третьем диске deluxe-издания альбома «Sounds Of The Universe» можно услышать демо в исполнении Мартина Гора. Из него видно, что песня не сильно изменилась во время записи.
Walking In My Shoes
Конечно, буквально переводить название нельзя. Означает выражение что-то вроде «поставь себя на мое место». Песня о том, что нельзя судить человека, не зная, через что он прошел. Даже если он делает странные, порой плохие вещи. Довольно умный текст.
При прослушивании в уши сразу бросается интересный звук фортепиано, пропущенный, видимо, через дисторшн-процессор. Гитара играет в песне одну из основных ролей. Пожалуй, при первом прослушивании альбома именно после этой песни поклонники должны были начать понимать, что теперь гитара — один из основных инструментов в аранжировках группы, а Мартин на концертах большую часть времени будет стоять с гитарой в руках, а не давить на клавиши синтезатора. Также можно отметить, что барабаны и бас в песне также весьма похожи на живые. Некоторая симфоничность (особенно в конце) и шипяще-кричащие спецэффекты добавляют песне шарма.
В целом — отличный номер, явный хит, и я вполне понимаю Алана Уайлдера, который весьма эту песню любит.
«Walking In My Shoes» стала вторым синглом с альбома.
На третьем диске deluxe-издания альбома «Sounds Of The Universe» есть демо в исполнении автора. В нем нет многого из того, что мы услышали по окончании записи. Группа отлично поработала над расширением и улучшением отличной основы Мартина.
На сингле можно обнаружить би-сайд «My Joy».
Condemnation
Песня несправедливо обвиняемого и даже, я бы сказал, оскорбленного в лучших чувствах человека, который не собирается раскаиваться за свои добрые дела. Риску предположить, что автор предполагал героем песни Христа. Известно, что песню очень любит Дэйв. Он действительно так ярко исполняет ее, что даже на сборнике видеоклипов клип на эту песню заменили на концертную запись.
Чем-то песня напоминает «We Will Rock You» группы Queen. Минималистичная аранжировка с сочными хлопками в качестве ударных. Гитары тут нет, но есть фортепиано, орган и много бэк-вокала от Мартина Гора. Я бы сказал, что это самая «живая» песня альбома.
Я не Дэйв Гаан, и эту песню не очень люблю. Пожалуй, поставил бы ее на предпоследнее место. Вкусовщину никто не отменял.
«Condemnation» стала третьим синглом с альбома. Подозреваю, на этом настоял вокалист. Вот так, с места в карьер. Первые три песни — первые три сингла. Обычно удачные композиции распределяют по альбому более равномерно.
На сингле можно обнаружить не вошедшую в альбом песню «Death's Door».
Mercy In You
И снова Мартин являет свою склонность к мазохизму. Герой песни упивается жалостью, которую вызывает у объекта своей любви, и готов ради того, чтобы вызвать сострадание, упасть на самое дно. Интересный текст.
И снова гитара на переднем плане. Пожалуй, после «I Feel You» тут больше всего гитары. Изюминкой является запись фортепиано, прокрученная наоборот, которую можно слышать во второй части песни. Также весьма важным «инструментом» выступает Мартин Гор, который, правда, ничего внятного не поет, но охает большую часть песни.
Песня шедевром не является, но альбом не портит. Довольно симпатичная. На концертах долго не прожила, что и понятно: она не из тех, от которых зал сходит с ума.
Judas
Само название альбома указывает на то, что тема религии, веры, Бога в песнях этого альбома поднимается достаточно часто, хотя не всегда явно. В этой песне явным образом упоминаются библейские персонажи, а в заголовок вынесено имя Иуды (почему Иуды — я так до конца и не понял; вероятно, надо быть носителем языка и понять какие-то нюансы). Образы библейские, как кажется, используются для описания вечных сущностей вроде обмана и неверия, а призывы пострадать и пройти через трудности ради любви снова указывают на несколько мазохистские наклонности автора (в скобках отмечу, что в этом нет ничего плохого).
Во время поиска звучания у автора и Алана возник конфликт (впрочем, в то время конфликты в группе были довольно часто). И, судя по общедоступной информации, Мартин по окончании записи остался недоволен. Демо в исполнении автора можно послушать на третьем диске deluxe-издания альбома «Sounds Of The Universe». Возможно, Мартин предполагал, что барабаны должны сыграть более важную роль.
На мой вкус песня очень хорошая, в самый раз для Мартина, который солирует в данном случае. Да, смягчена во время записи, но все же интересна. Есть даже запись волынки. С 3:50 начинается довольно сильно отличающийся от остальной композиции музыкальный кусок, который мне лично очень нравится.
In Your Room
Вот уж где мазохизм во все поля. Смысл песни прозрачен: снова про любовь. Но как же, черт возьми, красиво. Объект любви предстает эдакой властительницей мира, которой подвластна не только жалкая судьба влюбленного, но и мир в целом.
Песню многие считают лучшей у группы. Одна из любимейших песен Алана Уайлдера. Я лично все же считаю лучшей «Enjoy The Silence», но «In Your Room» определенно одна из лучших песен группы. Мрачный в целом звук, довольно интересный (хотя бы тем, что стереофонический) бас, великолепный вокал солиста. Звезды снова сошлись. Да, нужно признать, что прочувствовать шедевр с первого прослушивания вряд ли удастся. Я, каюсь, долгое время считал, что ремикс « In Your Room (zephyr mix)», сделанный для сингла (последнего с альбома), круче. И он правда весьма крут, на концертах его и играют давно. Пожалуй, у песни вообще великолепные ремиксы и это, увы, последний сингл группы, про который можно такое утверждать. В будущем с ремиксами будет все весьма печально. Альбомная версия «In Your Room» пришлась по вкусу не сразу, но сейчас пробирает до мурашек при каждом прослушивании. Да, это гениальная вещь.
Антон Корбейн, режиссер видеоклипа, зная о практически непримиримых разногласиях между участниками группы, представлял клип как некое подведение черты, итог существования группы. Антон был уверен, что группе не жить, и это видео будет последним. В клипе можно наблюдать многие узнаваемые образы из предыдущих клипов группы. Хорошо, что товарищ Корбейн ошибся.
Get Right With Me
Простой текст, призывающий снять короны, перестать ныть и начать править себя вместе с героем песни.
Да, на каждом альбоме должна быть «сопля». Данная песня довольно слабая. Немного улучшает ее работа со звуком: тут, пожалуй, самые мощные барабаны на альбоме, есть сторонние бэк-вокалисты, интересно и использование любимых исполнителями рэпа и хип-хопа скрэтчей. Но нет, я не могу сказать, что без этой песни альбом бы что-то потерял. Да и длительность меньше трех минут указывает, что группа таки не нашла, как слепить из скудного материала что-то нормальной длительности, ну, хотя бы на полминутки больше. Удивительно, учитывая что весьма интересная «My Joy» из альбома выпала.
Когда заканчивается «Get Right With Me», начинается интерлюдия, единственная на альбоме. Вообще говоря, интерлюдия эта — просто кусочек из «I Feel You».
Rush
Песня о любовном сумасшествии. О том, как притяжение к человеку заставляет терять голову и делать всякие странные вещи. В этом определенно есть некая красота. Неистовое стремление приблизиться, «отбросить костыли и ползти» к объекту любви. Мне нравятся такие образы.
Песня интересна тем, что она единственная быстрая на альбоме. Пожалуй, самая энергичная. Звук вполне в духе остальных песен: живые (по крайней мере частично) барабаны, много гитары, спецэффекты — эпизодически, ярко выраженных электронных тембров нет. Не шедевр, но достойна места в альбоме.
One Caress
Я бы сказал, что в песне вполне ординарный романтический текст, но есть и интересный нюанс: любовь Мартин представил как тьму. Вероятно, имея в виду шалости молодых лет, а может, и что-то более серьезное, вроде попадания в рабство от объекта любви (впрочем, рабство это может доставлять удовольствие, так что это не всегда плохо).
С точки зрения звука это классика. Вернее, еще один редкий образчик академической музыки в творчестве группы. Музыку исполняет оркестр. Электроники вовсе нет.
Вокалист — Мартин Гор.
Higher Love
Героя песни распирает от большой любви. Герой готов пойти на все ради своей большой любви. Герой приносит в жертву самое дорогое: душу и сердце. И все ради большой любви. Мартин написал довольно симпатичный текст о романтических переживаниях.
Но главное в песне все же не текст. Она довольно сильно отличается от остальных записей альбома. Барабаны напоминают живые, но остальной звук довольно ярко заявляет о своей искусственности. Тело песни наполнено воздушными звуками, в основном на основе голосовых сэмплов. Основная мелодия играется тоже явно при помощи клавиш, а не струн. Масса весьма интересных эффектов: например, практически всю песню в фоне можно услышать петлю из барабанов, проигранную наоборот.
Песня была кандидатом на выпуск в качестве сингла, даже один ремикс в итоге был создан и опубликован. Подозреваю, что выбирали из нее и «Condemnation», итог известен (думаю, на выпуске последней настоял Дэйв). Жаль. Мне кажется, что «Higher Love» сильнее, одна из безусловных удач альбома.
Запись альбома отняла много времени и сил, на этот раз ресурсов для записи большого количества дополнительного материала не нашлось. Однако, пара композиций все же была выпущена сверх того, что вошло в альбом.
My Joy
Текст весьма короткий: герой поясняет, что для него есть кайф. Конечно, без дамы не обошлось. Но это явно не поэтический шедевр Мартина.
По звучанию очень похоже на «Mercy In You». Живые барабаны, живая гитара, есть весьма интересные электронные звуки и спецэффекты, кое-где имеются оркестровые вставки. Чувствуется, что над песней работали усердно. Но я, в общем, могу понять, почему песню решили в альбом не включать. Она довольно однообразна. Чем-то напоминает «Dangerous» — довольно интересная, но при записи ее не смогли вытянуть на должный уровень. И этот камешек исключительно в огород сочинителя.
Впрочем, я лично считаю, что можно было бы укоротить эдак на минуту, оставить все самое интересное, и тогда песня могла бы органично вписаться в альбом. «Get Right With Me» кажется слабее, но в альбом включили именно ее.
Death's Door
Текст философский, размышления на тему смерти. И никакой любви, что удивительно. Вообще текст довольно необычен: столь спокойные размышления о смерти, как о некоем покое, в котором, в общем, нет ничего плохого, встречаются довольно редко.
Вообще-то на сингле представлен не оригинал, а «Death's Door (jazz mix)». Дело в том, что песня вошла в саундтрэк с фильму «Когда наступит конец света», на соответствующем диске оригинал и можно услышать. Ремикс значительно длиннее. Впрочем, звук в обеих версиях одинаковый. Песня записана фактически половиной группы: Мартин солировал, Алан соорудил музыкальную часть, кстати, активно используя не использованные ранее куски записей из сессий предыдущего альбома. Интерес представляет разве что этот самый довольно необычный метод создания новой записи из казалось бы ненужного хлама. Для кино — нормально. А вот Depeche Mode без этой песни легко могли бы обойтись.