Черный праздник


Довольно нервная обстановка случилась в тот период. Любовь Мартина к вызывающим нарядам изрядно надоела соратникам. Но, что, вероятно, еще важнее, после предыдущего альбома группа не совсем понимала, куда двигаться. Разногласий было много. В 90-х, когда группа, кажется, переживала самые драматичные моменты своей жизни, участники группы отвечали на вопросы о возможном развале примерно так: «Наркотики Дэйва? Алкоголизм Мартина? Депрессия Энди? Уход Алана (фактически главного звукового идеолога)? Это ерунда! Если группе Depeche Mode и суждено было прекратить свое существование, то это бы произошло в 1985 году!».

Впрочем, альбом «Black Celebration» примечателен не только обстановкой, в которой рождался на свет.

Во-первых группа впервые сделала паузу в год. Предыдущий альбом вышел в 1984 году. Да, в 1985 был выпущен первый сборник синглов (молодой группе все же исчезать на целый год было нельзя), но это не студийный альбом.

Во-вторых Мартин исполнил для альбома аж пять песен (или четыре — зависит от версии альбома). Это единственный такой альбом. Его норма — пара песен.

В-третьих, это единственный альбом группы, озаглавленный названием одной из песен альбома.

В-четвертых, несмотря на явный прогресс с точки зрения интересности звучания, альбом не целиком хорош технически, где-то даже походит на второй альбом. Удивительно, учитывая как хорошо записаны предыдущие два. Особенно удручают партии ударных в некоторых песнях — то и дело отходят на второй план и почти не «качают». Возможно, альбом хорошо звучит на высококлассной дорогой аппаратуре, на которой его явно слушали в процессе записи. Но у простых фанатов обычно все весьма демократично и недорого. Также можно припомнить не совсем корректную нарезку на треки в CD-версии (см. например песню «World Full Of Nothing» в которую попал кусочек предыдущей песни). В последующих альбомах таких недоработок нет. Чтобы убедиться в том, что альбомные версии песен, скажем так, не все удовлетворительны (тут нужно подчеркнуть, что речь идет о локальных просчетах, а не о том, что весь альбом записан нехорошо), можно послушать версии синглов со сборника «The Singles 86>98». Там они звучат лучше, а песню «A Question Of Time» и вовсе радикально изменили по сравнению с альбомной версией — в лучшую сторону, конечно (кстати, интересный нюанс: темп «A Question Of Time» для сборника синглов зачем-то чуть увеличили).

Прежде чем приступить к песням альбома, стоит обратить внимание на пару промежуточных синглов, записанных для сборника «The Singles 81>85».


Shake The Disease

Любовь... Как мало в этом слове смысла, и как хорошо, что она мотивирует сочинять такие замечательные песни. Только замечательны эти песни не текстом, конечно.

Демо этой песни в исполнении автора можно найти в интернете. Авторская версия почти не отличается от студийной, разве что чуть медленнее. Мартин вообще тяготеет к медленным темпам (понимаю его), и, судя по доступным демкам, ускорение темпа по сравнению с исходником — обычное дело для группы.

Начало песни запоминающееся: вместо синтезаторов решили использовать голос Мартина, получилось оригинально. Звучание в целом очень похоже на песни альбома «Some Great Reward», но есть некий дрейф в сторону звучания следующего альбома «Black Celebration». Весьма интересная композиция.

На сингле также есть бонус (би-сайд): ироничная песня «Flexible». Одна из тех немногих в творчестве группы, которую можно было бы не выпускать вовсе.


It's Called A Heart

Любовь... Как мало в этом слове смысла, и как печально, что иногда она мотивирует сочинять столь непримечательные песни. И дело не только в тексте.

Участники группы рассказывали, что записали эту песню просто потому что надо было что-то записать. Это не последнее, но, спасибо, крайне редкое в будущем проявление попсы в песнях Мартина Гора. Не то чтобы песня совсем плоха, но она совсем не подходит для Depeche Mode. Тем более после предыдущего замечательного альбома.

Для мазохистов существует версия «It's Called A Heart (slow mix)».

Алан, активно продвигавший идею ухода от попсы, бился как лев, чтобы синглом стала песня «Fly On The Windscreen», ибо она на порядок лучше. Но маркетологи, видимо, решили, что никто не будет крутить песню, которая начинается словами «смерть везде». Участники группы все же сочли, что песня достойна большего, и, чуть доработав, включили ее в следующий альбом (см. ниже). Случай уникальный. Бывало, что песню записывали для альбома, но запороли и разжаловали до би-сайда, но чтобы наоборот... Крайне редко такое бывает.


Альбом «Черный праздник» начинается с песни «Черный праздник». Как ни странно.


Black Celebration

День подходит к концу, а мы еще живы? Это уже повод выпить, бро! В этом дерьмовом мире просто жить — уже подвиг. Текст этой песни если не лучший, то определенно один из лучших, написанных Мартином Гором.

В музыкальном плане песня чем-то напоминает заглавную песню предыдущего альбома «Something To Do», но звук песни и альбома в целом поменялся. Стало меньше металла, больше экспериментов над мелодическими тембрами. И, увы, это тот случай, когда запись не является полностью хорошей: барабанам явно не хватает силы.

В качестве сингла песня не выходила, что, по моему мнению, является ошибкой. Песня однозначно одна из лучших на альбоме. Вообще выбор песен с этого альбома для выпуска в качестве синглов вызывает некоторые вопросы. На песню сделали ремикс «Black Celebration (black tulip mix)» (он вышел на сингле «A Question Of Time»), где она звучит получше. Возможно, планы по выпуску сингла все же были.


Fly On The Windscreen — Final

Дохлая муха на стекле — прекрасный повод задуматься о том, что все мы мухи, что всех нас ждет смерть, и, вполне возможно, уже скоро. Из чего следует, что надо и жить торопиться, и чувствовать спешить.

Финальная альбомная версия песни, на мой вкус, уступает в мощи версии, представленной на сингле «It's Called A Heart». Тем не менее, в альбоме она одна из тех, которые звучат хорошо, и даже барабаны вполне себе. Песня отличная, вполне тянула на сингл. Ее включение в альбом — однозначно правильный выбор.


A Question Of Lust

Романтические отношения между двумя людьми разного пола могут быть непростыми, что не делает их (отношения) плохими. Довольно симпатичный текст про любовь, даже удивительно, ведь обычно любовь и унылые «сопли» идут рука об руку.

Песня (ее исполнил Мартин Гор) очень хорошо записана. Пожалуй, в альбоме «Black Celebration» это одна из самых хорошо записанных песен. Все на своем месте. Ударные хорошо слышно. Звучание с одной стороны минималистично, что для романтической небыстрой песни нормально; с другой стороны есть весьма интересные моменты: например, металлическая перкуссия в припеве.

Что касается выпуска в качестве сингла, то решение, на мой взгляд, довольно спорное. Нет, песня неплохая, но предыдущие две, по моему мнению, гораздо сильнее.

На сингле есть также интересная инструментальная композиция «Christmas Island» (см. ниже).


Sometimes

Это песня о тех, кто ищет любви, но в итоге ощущает сомнения и разочарование. Так говорил автор. Who am I to disagree?

Есть ли у Depeche Mode песня короче? Не знаю. Возможно, что и нет.

Думаю, это была попытка повторить успех «Somebody». Подход аналогичный: медленный темп, фортепиано, Мартин в качестве вокалиста. Но не удалось. Песня — одна из наиболее слабых на альбоме. Небольшое количество спецэффектов делают ее чуть интереснее, но фишка с мощным эхом основного вокала, на мой взгляд, спорная: вокальная партия с таким эхом звучит странно. Та же «Christmas Island» интереснее, а «Sometimes» вполне могла бы стать неплохим би-сайдом. Но увы, на альбом инструментальные композиции попадают нечасто.


It Doesn't Matter Two

Зарисовка из романтической жизни героя и его пассии, которые пытаются понять, что же в их взаимоотношениях является ерундой, а что имеет значение. Много ли оригинальных текстов есть про романтические чувства? Вряд ли. Обычно прикол не в смысле, а в стиле. Текст неплох и, насколько я понимаю, в названии используется игра слов: в прошлом альбоме была песня «It Doesn't Matter», а слово «Two» похоже на «Too», так что название этой песни можно перевести и как «Это не имеет значения 2», и как «Это не имеет значения тоже».

В основе аранжировки голосовые сэмплы, которые, если я не ошибаюсь, сгенерировал Мартин Гор. Потом их обработали, загрузили в сэмплер и сформировали базу для песни. Отличная техника, хотя ясно, что пришлось изрядно повозиться. Кажется, главную роль в аранжировке вокальные сэмплы Мартина не играли ни до, ни после, так что эксперимент уникальный.

Это — третья песня в исполнении Мартина Гора на альбоме.


A Question Of Time

Обращение героя к молодой девчонке лет пятнадцати, с которой некие нехорошие люди мечтают проделать всякие неприличные вещи. Честно говоря, изначально я думал, что эта песня — своего рода демонстрация некоего чувства ответственности группы за тех, кого они приручили. Фанатов к тому моменту уже было довольно много. Но есть в тексте намеки на то, что герой на самом деле не такой уж и герой — мол, я знаю, что у «них» на уме, ведь я и сам такой же, как «они». Кто такие «они», впрочем, из текста не очень понятно. Возможно, это абстракция. Мне, конечно, больше по душе образ благородного героя, защищающего малышку от плохих дядей. Даже если автор имел в виду несколько иное.

Песня выпущена в качестве третьего сингла из альбома. Если послушать альбомную версию, то могут возникнуть вопросы по поводу выбора. Она запорота при записи, пожалуй, больше чем любая другая песня альбома. Потому для сингла ее записали еще раз, и тогда стало ясно: да, песня хороша. Ударные в альбомной версии слабые, в сингловой — удачные.

Основной лид тембром весьма похож на гитару (возможно, это сэмпл гитары и есть), хотя на тот момент гитара еще не играла главную роль в звучании группы. Может быть, именно этот удачный эксперимент привел к мысли во время следующих сессий, что надо бы повторить, а потом гитара и вовсе стала звучать чуть ли не в большей части песен. Что касается основной мелодии, то она весьма интересна. Я слушал песню сотни раз, и до сих про путаю, где у нее начало и конец. Интересный эффект.

Видеоклип для Depeche Mode впервые снимал Антон Корбейн, который потом на долгие годы станет главным создателем «обертки» для замечательного творчества группы: видео, создание обложек для дисков, оформление сцены и т. п.


Stripped

Это однозначно главная песня альбома. Двухсотпроцентный хит. С удачным текстом, в котором герой призывает подругу пойти в кусты и раздеться. Заодно Мартин расписывается в своей любви к природе и нелюбви к городу. Как эколог я, наверное, должен быть доволен.

Песню записывали довольно долго. Учитывая потенциал, который всем был очевиден с самого начала, было уделено большое внимание всевозможным нюансам и деталям. В качестве базовой перкуссии использовался обработанный звук двигателя мотоцикла. В конце слышны взрывы петард, записанные с риском для здоровья. Я бы сказал, что барабаны можно было бы сделать помощнее, но в целом песня, несомненно, отличная. Это первый по счету сингл из альбома, и этот выбор вопросов не вызывает. Однако в США с синглом приключился один странный казус: была выпущена в качестве сингла песня «But Not Tonight» (см. подробности ниже), а собственно «Stripped» формально стала би-сайдом. Конечно же, это закончилось провалом.

В клипе на песню снимался советский автомобиль «Волга».


Here Is The House

Дом (да, именно Дом) — это основа счастья и положительных эмоций вообще. В будущем Мартин напишет на похожую тему большой хит под простым названием «Home», а в альбоме «Black Celebration» мы получили просто неплохую песню с умным текстом и интересным звучанием.

Основная мелодия исполнена сэмплами, которые очень похожи на сэмплы гитары. Спецэффекты добавляют «специй». Основной вокал принадлежит Дэйву, но Мартин тоже поет в этой песне довольно много. Вообще вокал зело удачен. Оба вокалиста постарались. Песню хитом не назовешь, но в альбоме она занимает свое место по праву.


World Full Of Nothing

Первый секс — это не любовь, но в мире, полном разнообразной чепухи, даже эти примитивные чувства имеют значение. Не думаю, что я когда-нибудь пойму в полной мере романтические стихи. Они все носят оттенок наивности и детскости, поэтому кажутся не вполне серьезными. По сравнению с большей частью романтических текстов (в том числе и у западных исполнителей) Мартин Гор, по крайней мере, пытается писать их не очень ординарно.

В музыкальном смысле песня больше похожа на удачную попытку повторить «Somebody», нежели «Sometimes». Красиво, мягко, но не очень оригинально в плане звука. Пожалуй, больше всего мне нравится, как эта песня заканчивается. Нет, не потому что она плоха — песня является вполне удачным треком — а потому что в конце можно услышать нечто, похожее на уникальный синтетический звук.

Эта песня — четвертая в исполнении автора на альбоме.


Dressed In Black

Мартин снова поднял тему садомазохизма. И снова мы видим след неоднозначных увлечений молодости господина (или, вернее, раба — Мартин явно представляет себя скорее внизу, чем вверху) Гора. Текст весьма хорош. Мрачная романтика куда интереснее, чем банальные светлые «сопли».

Звучание песни смягчено, ударных нет. Чем-то похожа на симфонию. В основе аранжировки звук, имитирующий человеческий голос. Остальное, пусть и звучит спокойно, имеет электронное происхождение. Можно относиться к песне, как к удачному эксперименту с неким подобием академического звучания.

По-моему скромному мнению эта песня — одна из лучших на альбоме. А тот факт, что мягкий номер исполнил не Мартин, как это обычно бывает, а Дэйв, делает песню еще более любопытной.


New Dress

Весьма жесткая вещь — как в плане звука, так и с точки зрения текста. Манипулирование общественным мнением при помощи СМИ в интересах политики — проблема давняя и не имеющая границ. И с 1986 года, пожалуй, стало только хуже. В тексте также упоминается принцесса Диана, которую сокращенно называли Di или, если транскрибировать, «Дай». Учитывая, что английское слово «дай» («die») также означает «умереть», прозвище принцессе дали весьма мрачное. Особенно учитывая ее дальнейшую судьбу.

Политические, социальные тексты в творчестве Depeche Mode редки, обычно относятся к раннему творчеству. Не удивлюсь, если песню или только ее текст Мартин написал за несколько лет до записи. В альбоме песня выглядит инородным телом. Впрочем, звучит она круто. На мой взгляд, именно в «New Dress» мы слышим лучшую партию ударных всего альбома. Жесткий звук, жесткий ритм, жесткий текст. Годная вещь, хотя и не хит. Для концертов подходит отлично. Предполагаю, что ее редко можно услышать на концертах из-за налета политики в тексте.


После песни «New Dress» место на пластинке закончилось, поэтому формально можно считать, что альбом подошел к концу. Но на CD место еще было, поэтому в CD-версию альбома добавили еще три трека.


Breathing In Fumes

Можно было бы назвать эту композицию ремиксом песни «Stripped», но от оригинала тут лишь несколько вокальных сэмплов и пара тембров. Барабаны другие (кстати, получше, чем в оригинале), бас другой, спецэффекты другие, даже темп более быстрый. Этот номер все же стоит воспринимать как некую новую композицию, возникшую из «Stripped». Очень интересную именно с точки зрения звучания.


But Not Tonight (extended remix)

Эта песня — еще одно пятно на творческой репутации Мартина Гора. Типичная попса, записанная чуть ли не с одного дубля, сделанная просто «чтоб было». Нет, есть песни и похуже в этом мире, но в сравнении с остальным творчеством группы эта песня очень сильно проигрывает.

Автор совершенно адекватно воспринимал это свое творение, надо отдать ему должное. И то, что в США вместо «Stripped» в качестве сингла выпустили «But Not Tonight» — это исключительно местная американская особенность. «But Not Tonight» звучала в каком-то американском сериале; видимо, поэтому местная выпускающая компания решила, что фильм раскрутит сингл, и они заработают миллионы. В связи с тем, что «But Not Tonight» — даже близко не хит, результат был ожидаемо неудовлетворительным.


Black Day

Эту композицию невозможно назвать ремиксом песни «Black Celebration». От нее тут только несколько строчек текста и более ничего. Даже вокалист тут другой — Мартин исполнил песню сам (в пятый раз на альбоме).

Композиция появилась спонтанно. Мартин наигрывал нечто в студии, напевая под нос что-то из «Black Celebration». Окружающие сочли, что это «нечто» звучит интересно, и было бы неплохо даже записать. Свой вклад в песню внес не только Алан Уайлдер, но и — первый и последний такой случай — Дэниел Миллер, что и зафиксировано официально.

Звучание напоминает шотландскую волынку. Интересно и необычно для электронной команды. Но самые интересные эксперименты со звуком у группы еще впереди.


Учитывая наличие на расширенной версии альбома ряда би-сайдов, о которых речь шла выше, совсем в стороне от альбома оказалась лишь одна композиция «Christmas Island».


Christmas Island

Инструментальное творение, созданное совместно Мартином Гором и Аланом Уайлдером. Риску утверждать, это самый удачный вклад Алана в творчество группы в качестве композитора. Звук мощный, даже ударные не подкачали — «качают», как надо. Именно благодаря удачной работе в студии эта, в общем, не самая яркая с мелодической точки зрения композиция вовсе не кажется скучной.

Название, вероятно, указывает на атолл в Тихом океане, около коего когда-то родина участников группы испытывала ядерное оружие.

На мой взгляд, на расширенной версии альбома этой музыке место должно было найтись. Вместо «But Not Tonight», например.