Возбуждение вселенского духа


После альбома «Ultra» песни группы Depeche Mode стали звучать хуже. Если очень грубо: без изюминки, слишком просто, иногда даже вторично. И нет ничего удивительного в том, что такое звучание неплохо подходит к медленным песням в исполнении Мартина Гора, поэтому его номера, в общем, хороши. В основном страдает энергетика Дэйва. Стали редкостью мощные басы и ударные, гордость Depeche Mode.

В связи с тем, что в период с 2001 по 2019 год группой было выпущено изрядное количество не очень интересного материала, в статье сей выборочно описаны лучшие (по мнению автора) творения из альбомов «Exciter», «Playing The Angel», «Sounds Of The Universe», «Delta Machine» и «Spirit».

Exciter

Услышав впервые «Exciter» я был разочарован новым творением Depeche Mode. Впервые за многие годы.

Мартин Гор все еще приносил в группу хороший материал (хотя, надо признать, потенциальных хитов в то время было маловато). Однако ж, на этапе записи даже годный материал губился невзрачным звуком. Альбом в целом звучит как колыбельная, что для энергичной электронной группы практически приговор. Особняком стоит песня «The Dead Of Night» — она звучит излишне жестко и даже местами противно, будто группа опомнилась и внедрила в эту песню всю жесткость звука, которую надо было бы равномерно распределить по альбому. В то время был популярен товарищ Мэрилин Мэнсон, и звучание «The Dead Of Night» весьма напоминает его творения. Не очень-то приятно думать, что твоя любимая группа начала повторять чужие фишки, испытывает влияние не самого гениального персонажа, вместо того, чтобы идти в авангарде, и влиять на всех вокруг самой.

Песня «The Sweetest Condition» — что-то вроде самоцитирования (см. «Sweetest Perfection»), что тоже вовсе не возбуждает.

Но все не так уж страшно. В альбоме «Exciter» есть несколько вещей, достойных внимания.


Dream On

Имел ли в виду Мартин известный афоризм Ницше, когда написал «what you take won't kill you»? Это науке неизвестно. Текст о карме и страданиях, похоже, намекает на злоключения Дэйва, чем похож на текст «Barrel Of A Gun». Боль? Пожалуйста. Любовь? Мечтай, мечтай.

В аранжировке главную роль играет гитара. Основной рифф смахивает на партию баса в «World In My Eyes». Барабаны — лишь для поддержания ритма, не качают практически (в данном случае, видимо, так и задумывалось). Бас также легкий и ненавязчивый, что делает всю музыку в целом светлее и прозрачнее.

Если бы песню исполнил Мартин — было бы органично. В исполнении Дэйва как-то не очень круто. Тем не менее, все познается в сравнении. В сравнении с остальными песнями альбома — недурственно.


Freelove

Некий гимн свободной любви. Без обязательств, без глубоких чувств. Вероятно, в этом что-то есть.

Альбомная версия мне не очень по нраву, а вот сингловая (ее делал Flood) — очень неплоха. Что, кстати, доказывает звуковой провал: Flood делал с группой два самых успешных альбома, и вот, смог превратить не самую яркую песню в симпатичный номер. В начале девяностых эта песня даже могла бы попасть в альбом — в качестве заполнителя места.


Comatose

Мартин снова нашел забавный образ для романтических чувству: коматозное состояние. Герой песни будто цепенеет при виде объекта страсти от нахлынувших эмоций. Да, видимо, такое бывает в жизни. Например, в первом классе.

Более интересен тут звук: минималистичный, вполне подходящий для песни в исполнении Мартина Гора. В основе некий синтетический звук, похожий на орган. Из ударных — только тарелки, причем, похоже, пропущенные через high-pass фильтр. В композиции вообще низов маловато, но в данном случае это воспринимается нормально.


Breathe

По моему мнению это лучшая песня альбома. Мартин весьма удачно переплел в тексте библейскую тематику и проблемы романтических взаимоотношений, связанные со слухами.

Это мог бы быть хит, но увы, звук изрядно подпортил впечатление. Пожалуй, в кассу тут только гитара.


I Am You

Любовь — есть взаимное рабство. Вовсе не новость. Тут мы имеем нестандартный взгляд на банальность: Мартин делает упор на том, что в этом рабстве масса удовольствия. Сызнова Мартин проявляет интерес к садомазохизму и проявляет свою «нижнюю» сущность. Хороший текст.

В музыке много синтеза, и, пожалуй, звучание этой песни напоминает звук предыдущего альбом «Ultra» больше, чем звучание остальных песен сего альбома. Вероятно, она писалась одной из первых — в некий переходный период. Особенность структуры в том, что мягкие, почти нежные отрезки сменяет звук агрессивный, жужжащий, насилующий уши (порой это весьма к месту). Не хит ни разу, но в сравнении с остальными песнями — одна из лучших на альбоме.

Playing The Angel

Альбом «Playing The Angel», кажется, с первого же мгновения орет: «колыбельным конец!» И, в общем, это правда. Но это не означает, что звук стал сильно интереснее. Жужжит, свербит, иногда насилует уши — да. Порой это нормально, но далеко не всегда.

Группа начала долгое (увы) сотрудничество с товарищем Беном Хилльером, который в итоге колдовал над звуком аж трех альбомов Depeche Mode, и все эти альбомы звучат не очень интересно. Это тем более печально, что Мартин сочинил для «Playing The Angel» как минимум один потенциальный суперхит, изрядно запоротый в процессе записи. Альбом примечателен тем, что Дэйв в нем впервые представлен как автор — ему и соавторам принадлежит три песни (обычная с того момента квота на альбом).


Suffer Well

Дэйв, вероятно, держал в уме свои невзгоды периода «Songs Of Faith And Devotion» при сочинении текста. Сложно сравнивать поэзию его и Мартина. Но в целом Дэйв как автор текстов неплох, имеет место и смысл, и юмор (в некоторых местах). Мартин, как мне кажется, пишет чуть более тонкие, мудрые тексты.

Что касается музыки, то эта песня на удивление клево звучит, практически как привет из золотого времени Depeche Mode. По этой причине она мне весьма нравится. И ее выпуск в качестве сингла вполне оправдан.

Прикола ради Дэйв записал для игры «The Sims 2» версию вокала на языке игры (на симлише). Довольно забавно.


Precious

Тот редкий случай, когда автор рассказал о смысле сам. В тот момент Мартин находится в процессе развода, и весьма беспокоился за детей, на которых эта неприятная процедура могла сказаться негативно. Текст наполнен печалью из-за того, что детям пришлось пережить из-за родителей, а подытоживает все трогательная просьба оставить место в сердце и для мамы, и для папы.

Это тот самый потенциальный суперхит уровня, как минимум, «Personal Jesus». Но потенциал остался не раскрыт. Мне лично совсем не нравится звук клавишных в куплетах — сипло-шипящий, довольно неприятный. Но даже подпорченная звучанием, песня остается довольно годной.


The Darkest Star

Мрачная, темная, прекрасная «спутница дьявола». Столь притягательная именно из-за своей темной стороны. Звезда, греющая своей темнотой. Мне нравится такая романтика.

Из этой песни взята строка, вынесенная в название альбома.

Песня могла бы стать весьма годным номером, но увы, звук тут такой же, как на альбоме в целом, не очень возбуждает. Впрочем, в окончании есть нечто прикольное.

Sounds Of The Universe

Послушав в первый раз «Sounds Of The Universe» я подумал: дно достигнуто. Совсем ничего сразу не понравилось. Но прошли годы, и я признаю свое первичное мнение в корне ошибочным. Альбом, пожалуй, поинтереснее предыдущих двух, и точно интереснее следующего. При наличии крутого звукаря вроде Алана альбом мог бы соответствовать по уровню «Some Great Reward». Мартин в то время, насколько я знаю, неистово фапал на винтажные синтезаторы, напокупал их в огромном количестве, и, конечно, настаивал на использовании в записи. На звучании это сказалось (не уверен, что в лучшую сторону).

Вклад Дэйва в альбом — снова три песни. И начала вырисовываться традиция: из трех песен Дэйва одна действительно хороша, а две другие... Ну, в общем, можно было бы не записывать вовсе. «Miles Away/The Truth Is» — эталон музыкального ужаса, самая хреновая песня в репертуаре Depeche Mode.

Интересно то, что одна песня альбома стала причиной возобновления на короткое время сотрудничества с Аланом. В 2011 году вышел альбом ремиксов, и Алан сделал ремикс песни «In Chains». Песня просто преобразилась, стала мощной, интересной, подходящей для сингла. Лишнее доказательство того, что проблема не в песнях, проблема — в звучании.


Fragile Tension

Под хрупким напряжением автор, видимо, имел что-то вроде искры, что проходит между людьми, испытывающими взаимную симпатию. Либо, если образно, что-то вроде тонкой связующей нити, которая может оборваться в любой момент, но при этом повелевает умами, делает рабами чувств, и все такое. Текст про любовь, но довольно симпатичен именно за счет образов.

Я бы сказал, что эта песня звучит наиболее мощно в альбоме. Ударные весьма неплохи. Достаточно много гитары. Бас имеет ярко выраженное синтетическое происхождение. В общем, очень неплохо, и вполне понятно, почему песня стала синглом.


Come Back

Герой песни явно кого-то ждет. Ждет возвращения той, что была смыслом его жизни. Печальный, но довольно симпатичный текст.

Звук можно было бы назвать достаточно тяжелым, но увы: барабанам не хватает мощи. При этом потенциал у песни неплох, несмотря на простоту. Ее вполне можно было бы сделать более интересной, более мощной — уровня «Halo».

Демо в исполнении одного из авторов (в данном случае это Дэйв) можно услышать на третьем диске deluxe-издания альбома «Sounds Of The Universe».


Spacewalker

Кто бы мог подумать, что это будет чуть ли не последняя клевая инструментальная композиция группы. Звук в целом понравился, но барабаны я бы все же переделал.


Jezebel

В центре внимания Мартина некая дама: греховная, падшая, и потому притягательная «Иезавель». Не в первый раз Мартин пишет о том, что ему по нраву похоть и грязь. Но каждый раз он это подает довольно красиво.

Мне эта песня нравится больше всех остальных с этого альбома. Она не сильно пострадала при записи (послушав демо, можно убедиться, что от исходного авторского варианта альбомный отличается мало). Симпатично, легко, органично.

Демо в исполнении автора можно услышать на третьем диске deluxe-издания альбома «Sounds Of The Universe».


Corrupt

Песня о ломке любовной и пытках романтических. В хорошем смысле слова: герой поясняет влюбленной в него даме, что она в его власти, и ему вполне себе нравится заставлять томиться и страдать в ожидании, когда же он ею займется. Этот текст определенно интереснее, чем обычные любовные сопли.

Песня стоит в конце альбома, что, видимо, означает ее достаточно высокую оценку у группы — обычно в начале и конце стоят сильные песни. Я, в общем, согласен: номер удачный, хотя не уверен, что песня была бы хитом даже с более качественным звуком.

Демо в исполнении Мартина Гора можно услышать на третьем диске deluxe-издания альбома «Sounds Of The Universe».

Delta Machine

В «Delta Machine» группа словно услышала отчаявшихся фанатов, и уделила довольно много внимания барабанам. Они в этом альбоме звучат куда круче, чем в нескольких предыдущих. Но нет — вовсе не так круто, как при Алане. Да и Мартин чуток подкачал: материал он предложил не самый интересный. Если уж пришлось выкапывать забракованные песни прошлых лет («Slow») — ситуация понятна: накатил некий творческий кризис. Но Дэйв внезапно написал две неплохих песни из трех, чем чуть помог альбому. Я бы не назвал «Secret To The End» хитом, однако ж в этом альбоме она смотрится хорошо.


My Little Universe

Текст чуть наивный, герой чуть аутичный. «Я в домике, а что там снаружи — пофиг» — такой нехитрый посыл. Понимаю Мартина. Я тоже (изредка) люблю представлять себя в своей собственной вселенной, где я царь и бог.

Минималистичное звучание тут весьма в кассу. Кто-то наверняка назовет песню скучной и слишком простой, но мне она сразу понравилась. Похожее звучание мы можем услышать на сольном альбоме Мартина Гора «MG» (там только инструментальные композиции).


Should Be Higher

Герой песни наслаждается предопределенным обманом объекта своей страсти. Девушки любят плохих парней. Парни любят плохих девушек. Не оригинально. Все что им нужно — любовь. Тоже не оригинально. Это творение Дэйва, поэтому текст в сравнении с более тонкими, менее ординарными эмоциями Мартина несколько проигрывает. Но в целом нормально.

Музыкальная часть удачна вельми. Ударные сочные, отлично качают. Бас тоже очень неплох. Спецэффекты — в кассу. Возможно, музыке немного недостает какой-то главной мелодии, но и без нее хорошо. Я бы сказал, что это лучшая песня альбома.


Soothe My Soul

Песня озабоченного гамадрила. :) Нет, это неплохо и даже забавно, если воспринимать все не слишком серьезно. Текст на высокую интеллектуальность и большую чистоту не претендует явно.

В музыке можно обнаружить влияние электронного ретро. Это мне по нраву. Например, место малых барабанов частично занимает «zap» — чпокающий звук, который так любила группа Kraftwerk. Триоли, темп и гитарные риффы заставляют вспомнить про «Personal Jesus». Хороший трек. В иное время, с другим звуковым продюсером — мог бы быть большой хит.

Spirit

Признаться, после 19 лет «без разрывов» я не ждал от нового альбома ничего хорошего. Но группа наконец-то рассталась с Хилльером, новый звукарь оказался более компетентным. Мартин написал отличные песни, впервые, кажется, с середины 80-х погрузившись в злободневность и политику. Дэйв и соавторы тоже сочинили одну неплохую песню. Получившийся альбом стал одним из лучших творений группы в третьем тысячелетии.


Going Backwards

Текст явно политический, хотя Мартин и не указывает на что-то конкретное. Несмотря на то, что во всем тексте сквозит некая обреченность — мол, все плохо, мы не идем вперед к светлому будущему — мне все же кажется, что тут больше подначивания — мол, все плохо, давайте что-то делать. Мартин всегда был несколько наивен.

Песня открывает альбом по праву. С точки зрения звука — сильная вещь. Тот случай, когда сила — в простоте. Простые, «прямые» барабаны. Простые аккорды. Простой рифф. Звук рокерский. Барабаны я бы сделал посочнее, но и так хорошо.


Where’s The Revolution

Вас третируют, унижают, мочат, а вы все терпите? Где восстание? В первом же сингле Мартин показывает, что ему интересны политические события, которыми богато нынешнее время. Позиция автора несколько спорна: он будто считает патриотизм чем-то плохим. Но Мартин, хоть и достаточно умен, чтобы не участвовать явным образом в политических движениях, не скрывает своей любви к ЕС, глобализации и прочим либеральным ценностям. В связи с чем он наверняка расстроился выходу Великобритании из ЕС, хотя сам умотал из Великобритании при первой же возможности. К кому обращается герой песни — сложно сказать. Учитывая, что «страны» употреблены во множественном числе, речь не о какой-то определенной стране. Вероятно, имеется в виду некая абстракция: угнетенный народ, который никак не хочет скинуть тиранию, и расстраивает тем самым героя песни.

В музыкальном плане Мартин использовал надежный вариант: триоли как в «Personal Jesus» и тональность как в «Enjoy The Silence». Звук достаточно мощный, хотя мне кажется, что малому барабану все же мощи недостает. Некоторые технические огрехи имеются. Но в целом — весьма удачный номер. Вставляет сразу, как ни странно.


Scum

Песня о ничтожестве, который настолько мерзок и жалок, что единственным разумным решением для него поющий полагает выстрел в себя из пистолета. В этом альбоме Мартин вообще неожиданно резок в текстах своих.

Мне песня сразу приглянулась — простая, но жесткая. Звук вполне соответствует тексту. Много синтетики и жужжащих тембров. Гитар нет. Композиция сия — одна из лучших на альбоме.


No More (This Is The Last Time)

Тексты производства Дэйва особенными изысками не отличаются. Так и в этом случае: песенка о банальном расставании банальной парочки. Любовные сопли. Ничего интересного.

Звук немного интереснее текста. Начинается песня с ударных (вполне хороших). Начинать с барабанов — фишка песен Дэйва. Звучание в целом синтетическое, хорошо сочетается с голосом Дэйва. Интересно, что некоторые тембры динамически меняют высоту тона, отклоняются от эталонной частоты ноты. Этот же эффект можно заметить в некоторых композициях с сольного альбома Мартина Гора «MG». Звучит необычно, но несколько непривычно: будто партию исполняют на плохо настроенном музыкальном инструменте.

Дэйв в прошлом подарил группе несколько действительно хороших песен, но увы, в данном случае эта песня неплоха только на фоне других, которые вовсе не удались. Не лучший период в творчестве фронтмента Depeche Mode.


Fail

Ну что ж, попытка устроить революцию была, она провалилась с треском (как удивительно), и герой песни через это сильно страдает. Текст наполнен депрессией и безысходностью, так что если бы я не знал, что написал это Мартин Гор — впору было бы обеспокоиться душевным здоровьем автора. Мартин впервые употребил столь грязное слово («fucked») в тексте.

Звук тяжелый, низкий, с отличными барабанами. Мне эта песня кажется наиболее качественной со всех сторон (материал, аранжировка, исполнение) в этом альбоме.

Не люблю хорошие концы. Плохой конец лучше подходит для непопсового творения. Поэтому мне кажется, что завершить альбом «провалом» — удачная идея.

У песни есть годный ремикс «Fail (cinematic cut)». Ремиксы для Depeche Mode давно делают посторонние люди, вследствие чего 99% ремиксов начиная где-то с 1999 года — ужасны (см. например «Where's the Revolution (autolux remix)» — полнейшая катастрофа). Если попадается что-то годное — это настолько удивительно, что стоит отметить особо.