Высокая награда


Год 1984. Поклонники Оруэлла отмечают наступление того самого года, а группа Depeche Mode выпускает четвертый альбом, с которого, фактически, начинается культ. Группа нашла свой стиль, свою химию. Этот и последующие альбомы вплоть до Ultra были великолепны.

Первый альбом из дискографии Depeche Mode можно было бы смело убрать. Его писал совершенно другой автор Винс Кларк, в связи с чем альбом очень сильно отличается по стилю. Типичный такой синти-поп, я бы даже сказал просто: попса. Второй альбом — фактически дебют, поэтому сыроват и неоднозначен, как первый альбом любой молодой группы. Тем более, ребята явно пытались подражать предыдущему попсовому альбому, коль уж он вышел коммерчески удачным. Третий альбом записан на порядок лучше (не в последнюю очередь благодаря официально принятому в группу Алану Уайлдеру), и там есть весьма интересные номера, включая первый настоящий хит «Everything Counts», или такой эксперимент как «Pipeline», состоящий из спецэффектов и вокала. Но это были, увы, фрагменты. «Some Great Reward» — первый альбом, который хорош практически полностью. Группа впервые встала во весь рост и заявила миру: попса позади, теперь мы играем мрачноватую, умную, экспериментальную электронную музыку.

Something To Do

Можно ли что-то сделать с этим дерьмом? Можно ли что-то изменить? Текст мрачен, красив, и даже историчен: строка, в которой главный герой хочет надеть симпатичное платьишко своей подруги намекает на период (к счастью, недолгий) в жизни Мартина Гора, когда он любил носить женскую одежду. В начале песни и всего альбома мы слышим интересный спецэффект, который также используется в последней песне «Blasphemous Rumours», и там он представлен полнее, из чего можно сделать вывод, что изначально он все же появился на свет при записи последней песни альбома, и только потом его вставили в начало первой композиции.

Быстрый темп, металл в аранжировке — фирменная фишка этого альбома; несложная повторяющаяся структура — одна из фишек великолепного мистера Гора. «Something To Do» — не хит, но весьма удачная песня, как раз подходит для открытия альбома. Для фанатов существует ремикс «Something To Do (metal mix)», опубликованный на сингле «Shake The Disease». Весьма рекомендуется к прослушиванию.


Lie To Me

Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад. Не знаю, читал ли Мартин «наше все» (кстати, и Мартин Гор, и Александр Пушкин имеют предков негроидной расы, интересный нюанс), но смысл примерно тот же. Под стать предыдущей депрессивной песне тут автор горько предполагает, что услышать что-то хорошее он может, только если ему наврут.

С точки зрения звучания песня несколько отличается от всего остального на альбоме. Металла в аранжировке немного, и в целом звук больше походит на звучание группы через 4–6 лет. Эдакое случайное подглядывание в будущее. Малый барабан (кажется, сделан на основе генератора шума) чем-то похож на ударные времен альбома «Violator». Приятная песня. Почти без спецэффектов. Вся прелесть — в творческом материале Мартина.


People Are People

Довольно социальная песня, на злобу дня, причем любого, вплоть до наших дней. И хотя Мартин недоумевает, почему люди ненавидят друг друга, и выражает надежду, что здравый смысл победит, я бы на это не надеялся. Ненависть — одна из основ природы человека. Вечная и неистребимая. И не всегда вредная.

Я бы все же сказал, что это вторая по важности песня на альбоме, потому что самый большой бриллиант впереди. Тем не менее, песня культовая, одна из визитных карточек группы. Пожалуй, «People Are People» — первый суперхит группы, кое-где он даже добрался до первого места. Что не помешало автору записать свой шедевр в разряд нелюбимых, и, вероятно, по этой причине песня звучит в концертах крайне редко.

Звук жесткий, много металла и оригинальных сэмплов. Можно много что подрезать для своих проектов (что и делалось самыми разными музыкантами; см. например, песню «Один» группы Технология).

Песня вдохновила Адриана Шервуда на ремикс под названием «Are People People?», кой вельми и вельми интересен, посему рекомендован к прослушиванию. Издан на сборнике ремиксов «Remixes 81-04».


It Doesn’t Matter

Лирика в исполнении Мартина Гора. По моему скромному мнению это самый слабый номер альбома. Романтическая баллада может быть очень годной (см. «Somebody» ниже), но тут — все очень ординарно. Разве что аранжировка немного скрашивает неудачу. Без этой песни альбома ничего бы не потерял.


Stories Of Old

Малоизвестная, но довольно интересная песня. Автор сообщает, что любовь — это, конечно, круто, но приносить в жертву любви что-либо он не желает.

Впрочем, более интересен тут не текст, а музыкальная часть. Рваный ритм, интересные мелодические вставки. Звук типичен для альбома: достаточно жесткий, с добавлением металла.

Дэйву, похоже, непросто взять нужные низкие ноты. Если в альбомной записи все более-менее нормально, то в bare-версии, сделанной во время записи альбома «Sounds Of The Universe» (см. ютуб) проблемы с вокалом слышно хорошо. Я не вокалист, поэтому не возьмусь сказать, является ли эта песня самой сложной для Дэйва, но то что одна из таковых — однозначно.


Somebody

Романтическая баллада в исполнении автора, Мартина Гора. Текст банален, но от этого не менее красив. В конце концов, что оригинального можно сказать про любовь?

Мартин записывал эту песню голым, чтобы ничто его не сковывало. Получилось здорово. Музыкальную часть взяло на себя «голое» фортепиано. Впрочем, в фоне также слышны индустриальные сэмплы, что связывает это достаточно необычную песню с остальными вещами альбома.

Это — первый большой хит в исполнении Мартина Гора. Возможно, самый большой до сих пор, ведь почти все энергичные, хитовые песни поет Дэйв.


Master And Servant

Шутка. Вопрос: в чем разница между сексом и работой? Ответ: во время секса ты получаешь удовольствие. Вся наша жизнь — садомазохизм, и люди в ней (в жизни) либо садисты, либо мазохисты. Так считает Мартин Гор и трудно с ним не согласиться. Практически в любых взаимоотношениях между людьми кто-то доминирует, а кто-то — подчиняется. Эта песня, как и «Something To Do», напоминает нам о периоде в жизни автора песен Depeche Mode, когда он любил носить BDSM-атрибутику (и это в дополнение к женской одежде). Да, всякое бывало.

«Master And Servant» — несомненно, самая лучшая песня альбома, эталонный хит и одна из самых известных песен группы. С первых же секунд (с «it's a lot») узнаваема, с оригинальной аранжировкой, отличным вокалом, кучей оригинальных спецэффектов. Ребята из группы не раз рассказывали, как долго они подбирали нужное звучание. Обычно такое бывает, когда в руках оказывается потенциальных шедевр, и очень не хочется его запороть. Вещь вышла действительно шедевральной. Для любителей петь на сингле есть официальная фонограмма без вокала.

Кстати, ради интереса можно послушать песню «Лондон, гуд бай» группы Кар-Мэн — влияние ощутимо.


If You Want

Единственная на альбоме песня, написанная не Мартином Гором. Автор Алан Уайлдер. Это последняя его песня в альбомах Depeche Mode, и понятно почему. Текст довольно примитивный и больше подошел бы попсовой песенке «для ног». С точки зрения музыки номер интересен, но явно не хит, подойдет для «массы». Последующее творчество Алана в группе Recoil только подтвердило: Алан великолепно работает со звуком, но не очень силен в сочинении собственно музыки.


Blasphemous Rumours

Пожалуй, смысл всего текста песни сводится к одному: Богу нравится черный юмор. Если посмотреть вокруг, то станет очевидно: таки да. Глубокий текст разительно контрастирует с легкомысленным текстом предыдущего трека.

Музыка звучит типично для альбома: жестко, много металла и спецэффектов. Я бы не назвал песню шедевром, и даже открывающая альбом песня, на мой вкус, получше. Но аранжировка весьма интересна и вытягивает композицию на уровень выше среднего. Для завершения альбома — вполне нормально.


О том, что не вошло в альбом, но было опубликовано на синглах, стоит упомянуть тоже.


In Your Memory

Это еще одно творение Алана того периода. На альбоме ему места не нашлось, поэтому выпустили на сингле «People Are People». И снова можно вспомнить группу Recoil: песня звучит интересно именно с точки зрения аранжировки, но на этом ее достоинства заканчиваются. Текст не так плох (хотя и ничего особенного), но музыка довольно скучная.


(Set Me Free) Remotivate Me

Сия песенка принадлежит перу Мартина и, хихикая, восклицает: «Попса позади? А вот и нет!» Сложно найти причины, побудившие группу записать эту песню. Слишком уж она резко отличается от остального творчества того времени. Нет, она не так уж плоха, но поп есть поп. Хорошо, что ее вставили только на сингл «Master And Servant» и не додумались добавить в альбом. Можно не слушать. Совершенно точно.