Способы преодоления творческого кризиса


Любой автор рано или поздно сталкивается с творческим кризисом. Некоторые воспринимают отсутствие в голове любых идей как некую норму — раз бывает у всех, то нужно просто пережить время пустоты. Тем не менее, используя ряд нехитрых методик, можно свести время кризиса к минимуму. Я рассматриваю творческий процесс автора музыкальных композиций, но, пожалуй, суть способов можно применить к любому творческому процессу.

Итак, что же делать, чтобы избежать творческого кризиса?

Работать много

Вроде бы, это самоочевидно, но все не так просто. Если ты неделю или две не можешь сочинить ничего минимально приемлемого — начинает казаться, что попытки бесполезны. Все чаще кажется, что стоит потратить время на что-то иное. Все реже возникает мысль подойти к инструменту. Это — прямой путь к затяжному, тяжелому творческому кризису. Ликвидировать кризис можно лишь настойчиво призывая музу. Порой она приходит неожиданно, и после недель пустоты рождается что-то очень клевое. Главное, что нужно помнить всем авторам: без попыток не будет результата. На самом деле о том, что удачный результат — следствие, прежде всего, трудолюбия, а не природного таланта, говорили многие знаменитые композиторы. Да, очевидная вещь, но нужно постоянно помнить. Хочешь сочинить что-то хорошее? Подходи к инструменту каждый день. Даже если долгое время ничего не получается. Иного пути нет.

Работать непрерывно

Типичная ситуация: завершен музыкальный проект, творец чувствует некоторую усталость, хочет уйти в творческий отпуск. Именно творческий отпуск часто становится началом творческого кризиса. Кажется, что это похоже на возвращение из космоса на Землю после долгого пребывания в невесомости. Конечно, нельзя сказать, что космонавт разучивается ходить, но ему точно понадобится время на адаптацию. Так и музыкант, потеряв творческий тонус, вынужден порою весьма долго и мучительно искать тропинку, которая выведет его из чащи посредственности к свету годной музыки.

Желание уйти в творческий отпуск во многом обусловлено психологий. Хочется отдохнуть после долгой, сложной работы. Хочется вознаградить себя бездельем хоть на время. Все совсем так же, как и в случае с обычным отпуском.

Выход есть: делать музыкальные проекты параллельно. Не обязательно блюсти параллельность от начала и до конца. Достаточно просто наложить проекты друг на друга. Например, начать еще один альбом когда до конца текущего будет процентов 25. Завершил один? Не время расслабляться, другой в разгаре. Завершишь его — активная работа над следующим не даст расслабиться. Так можно довольно долго обманывать если не ум, то сердце. Нет конца — нет творческого отпуска — нет творческого кризиса.

Возможно, не получится творить всю жизнь без перерыва. Возможно, придется брать творческий отпуск. Возможно, отпуск будет долгим. Но стремиться к тому, чтобы творческий отпуск максимально отсрочить — определенно нужно.

Доводить до конца

Бывает, что начинается все неплохо, но в процессе кажется, что идея не стоит потраченного времени. Логично бросить неудачный черновик и попытаться найти более перспективную идею. Логично, но творчество с логикой связано слабо. Нужно взять за правило доводить до конца все, что хоть чуть-чуть чем-то цепляет. Конечно, совсем уж кошмарные зарисовки стоит отправлять в архив, но все, что можно — должно быть доведено до конца.

Помимо увеличения счетчика творений, доведение до конца имеет, как минимум, два годных последствия.

Во-первых, творческий процесс иррационален по сути, и вовсе не стоит удивляться, если конечный результат будет радикально отличаться от того, что было в начале (иногда отличается результат даже в лучшую сторону). Порой начальная зарисовка в конце работы вообще удаляется, но если бы ее не было, и если бы автор не решил продолжить сочинять — не было бы результата.

Во-вторых, даже то, что в конце работы кажется неудачным экспериментом, спустя время может показаться весьма неплохой музыкой. И время это может быть весьма коротким. Создатель в процессе творения не всегда может адекватно оценить результат. Послушав получившееся через день-два (то бишь, став обычным слушателем), автор может с удивлением обнаружишь, что результат не так плох, как казалось в процессе. Уж про мнение сторонних слушателей определенно судить невозможно, пока они не послушают музыку. Иногда оценки автора и слушателя радикально разные.

Использовать новые размеры

Для большинства авторов новые размеры — это сложные размеры. Композитор — тоже, прежде всего, обычный слушатель, чье музыкальное мировоззрение сформировалось под влиянием знаменитых музыкантов. Почти вся известная музыка написана в простых размерах. Это накладывает отпечаток на творчество новых авторов. Сам композитор, привыкнув к 4/4, чувствует себя в простом размере наиболее комфортно — что весьма важно для творческого процесса. Да и слушатель, ожидая привычный простой размер, вряд ли оценит сложный.

Тем не менее, использование 5/8 или 7/4 может стать неплохим стимулятором креативности. Если нет цели написать мировой хит — можно и пожертвовать комфортом слушателя. Необычность лежит уже в размере, так что результат будет звучать интереснее, чем обычно. Но нужно быть готовым к тому, что непривычные размеры будут сбивать с толку долгое время, и нужно будет, возможно, несколько десятков попыток, чтобы получилось годное произведение в сложном размере. Постепенно начнет получаться быстрее и лучше.

Использовать новые темпы

Каждый автор тяготеет к определенному темпу. Это тяготение не статично. В молодости бывает тяга к скорости, быстрым темпам. В зрелости, возможно, начнет больше нравиться меланхоличный, умеренный темп. В комфортном темпе сочинение идет лучше всего. Однако, став заложником комфортного темпа, автор теряет часть креативности. Выбираться хотя бы иногда из зоны комфорта — очень полезно для творчества. Например, автору статьи на момент написания близки темпы умеренные, в диапазоне от 80 до 120 ударов в минуту. Прописав себе непривычный бит в темпе 150 ударов в минуту — можно прийти к неожиданно интересному результату; к тому, что точно не пришло бы в голову при использовании темпа 100 ударов в минуту.

Использовать новые тональности

В современной музыке доминируют две тональности: мажор и минор. Они весьма мощны и, пожалуй, их хватило бы практически для любых нужд. Но ведь есть и другие тональности. Как минимум, все легко построят еще пять — по белым клавишам фортепиано. Помимо привычного До-мажора (ионийский лад) и Ля-минора (эолийский лад) есть еще дорийский (тоника Ре), фригийский (тоника Ми), лидийский (тоника Фа), миксолидийский (тоника Соль), локрийский (тоника Си). Да, понадобится сноровка, адаптация к новой для автора тональности. Возможно, что-то хорошее получится далеко не сразу. Но смысл попотеть есть: ради чего-то нового в творчестве, ради того, что невозможно написать в мажоре или миноре.

Конечно, семью натуральными ладами выбор не ограничен. Можно поискать этнические лады. Можно выдумать свои собственные. Главное — искать лады новые, вырваться за пределы стандартных ладов.

Отдельной строкой можно отметить, что существует весьма непривычная на слух четвертитоновая музыка. Вводя в творчество четвертитоны (в компьютерных музыкальных студиях это обычно делается просто) — можно создавать очень необычные произведения.

Сэмплировать готовый музыкальный материал

Бесконечно глупы те, кто считает сэмплирование чем-то вроде плагиата. На самом деле работа со звуками из произведений других авторов очень помогает в сотворении чего-то совершенно нового.

Нет идей? Не знаешь, от чего оттолкнуться? Попробуй повозиться с сэмплами какой-нибудь интересной музыкальной композиции. Можно взять всем известную классику. Можно взять малоизвестную запись своей любимой группы. Если творец сам уже знаменит — возможно, стоит попробовать сэмплировать себя самого. Порой это дает очень мощную опору: появляется темп, тональность, возможно — практически готовая партия музыкального инструмента. Даже простой гитарный рифф можно переработать так, что автор не узнает. Впрочем, вовсе не обязательно оставлять сэмплы в финальной версии записи. Вполне можно использовать сэмплирование лишь как источник вдохновения.

Создавать новые звуки

Возможностей для звукового дизайна много. Самый простой программный синтезатор предлагает миллионы вариаций. Сэмплер позволит записать и радикально переработать практически любой звук окружающей природы. На самом деле создание новых звуков — весьма интересный творческий процесс сам по себе. В качестве приятного побочного эффекта иногда можно получить неплохую стартовую позицию для создания нового трека. Даже если и нет — не беда, созданные тембры пригодятся во время записи в будущем.

Ставить тематические задачи

Несмотря на то, что тематика несколько связывает руки — ее наличие может принести большую пользу. По крайней мере, можно прикинуть заранее, какой должна быть музыка. Хочется написать нечто академическое? Подумай над партиями классических живых инструментов. Хочется написать что-то похожее на саундтрек? Настраивайся на минимализм, поищи настроение, удели внимание эффектам. Хочется музыку жесткую и танцевальную? Очевидно, что нужен быстрый темп, размер 4/4, четкий ритмический рисунок ударных и баса.

Можно сделать проект про цвета и попробовать передать ощущение цвета в музыке (красный — агрессия, зеленый — покой и т. п.). Можно создать альбом про коды статуса HTTP и поискать основу в расшифровке (404 — ресурс не найден, мрачная музыка; 200 — ОК, мажор; 418 — шутка, веселая зарисовочка и т. п.). Словом, определив тематику — можно определить ход музыкальной мысли, и получить результат, который было бы практически невозможно получить, полностью доверившись подсознанию и слепому случаю.

Использовать ограничения

Как ни странно, ограничения стимулируют творческую активность. Если не получится добраться до цели привычным путем — приходится покумекать, поискать обходные. Порой там можно встретить очень интересные идеи.

Можно попробовать использовать в композиции лишь три дорожки — как в старых игровых приставках. Можно сделать всю аранжировку на одном синтезаторе. Можно использовать в музыке лишь ударные. Можно случайным образом выбрать три-четыре ноты и попытаться при помощи их одних создать что-то интересное. Вариантов на самом деле много. Не получается ничего сделать полноценным набором инструментов? Убери все кроме одного-двух. Попробуй построить дом при помощи одного лишь топора. Попробуй сделать полноценный обед из картошки и приправ при помощи одного лишь ножа. Результат вряд ли будет сногсшибательным, но, весьма вероятно, даст неожиданные идеи, и, в конце концов, подарит полезный, интересный опыт.