Компульсивный электронный рок
У каждого автора музыкальных произведений есть свой стиль. Все люди уникальны, и на конечный продукт в итоге влияет природный талант, музыкальное образование, погода, здоровье автора, образцы для подражания, романтические и сексуальные переживания, качество сна, количество отводимого на творчество времени, уровень используемых при сочинении девайсов... В общем, вельми многое. Почти все факторы, влияющие на результат, имеют свойство меняться со временем.
Можно найти особенно талантливых музыкантов, которые могут удачно подражать какому-то успешному автору. Увы, это редкость, обычно все заканчивается провалом. Когда много лет назад я начинал знакомиться с внутренностями музыки, я быстро понял, что даже просто качественно подобрать свою любимую песню — очень трудоемкое занятие. Сочинить что-то новое, свое — куда проще. Собственно, на раннем этапе дилетант вроде меня вовсе не может ничего подобрать, поэтому я и начал сочинять. Первая композиция — неудачная попытка подобрать «Everything Counts» группы Depeche Mode (в результате у меня получился лишь чуть похожий ритмический рисунок ударных).
Всем авторам хочется писать что-то крутое. Все авторы хотят писать хиты. Я бы был счастлив сочинять песни в духе Мартина Гора. К сожалению, это невозможно. Я достаточно много написал, чтобы признать это, и смириться с тем, что мои творения всегда будут звучать весьма специфически — сильно на любителя. Штош, если нельзя стать музыкальным гением — надо попробовать систематизировать и использовать то, что имеется.
-
Вот, стиль, в котором, так уж получилось, я обычно работаю. Я назвал его компульсивным электронным роком. Ключевые элементы таковы.
- В основе — либо минорный лад, либо что-то такое же темное. Светлые мажорные лады меня не возбуждают, в связи с чем и продукт получается хреновым. Консонансы использую реже диссонансов. Секунда — круто. Квинта — не так уж чтобы.
- Линия баса повторяется с начала до конца. Довольно навязчиво. Обычно в песнях припев и куплет отличаются в этом плане, но я песен почти не пишу (а то, что есть — без припевов). Одна из известных идеальных песен такого типа – «Behind The Wheel» Depeche Mode. В ней также нет припева, а бас повторяется постоянно. Я бы хотел порой несколько разнообразить музыкальное меню трека через добавление кусков с другим басом, но для сочинения таких вставок, не ломающих общее настроение композиции, нужен определенный навык, коего у меня так и не завелось. Пока.
- Во всех композициях есть подклад. Очень часто это двузвучия, в которых один аккорд перетекает в другой через изменение одной ноты при сохранении другой (например, C+G > G+D# > D#+A# > A#+C). Это — одна из моих фишек. Иногда я ограничиваюсь монофоническими подкладами. Без подкладов моя музыка звучит сухо и пусто. Я часто слышу у профессионалов песни вовсе без подкладов, и звучат они отлично. Почему я не могу писать так же — мне сказать сложно. Возможно, дело не в сочинении, а в записи.
- Очень часто в моей музыке присутствует дорожка, на которой прописана лишь одна нота, и весь прикол — в ритме. В сочетании с повторяющимся басом это — причина, по которой я назвал стиль компульсивным. Компульсии — постоянные повторения одного и того же. Мне нравится подчеркивать ритм звуками с определенной высотой звучания.
- Темп, максимально комфортный для меня — 80–110 ударов в минуту. Довольно медленный. В быстрых темпах я обычно теряюсь. Это — одна из причин, по которой стиль я все же называю роком. Из этой зоны комфорта я периодически стараюсь вылезать, но вскоре откатываюсь к привычному темпу.
- Ударные (вместе с басом) — основа основ успешного трека. Мне нравятся жесткие, качающие барабаны. Дохлые ударные лишь портят впечатление. Впрочем, для разнообразия можно порой сочинить музыку вовсе без ударных, делегировав их функции мелодическим инструментам. Сочные барабаны важны в роке и электронной музыке.
- Все ноты, введенные моими неумелыми ручками в секвенсор, всегда квантизуются. Да, все звучит несколько искусственно, совсем не похоже на живое исполнение. Живая музыка у меня вызывает скорее раздражение — слишком уж много брака у всех, даже у самых профессиональных музыкантов. Мой рок — электронный, искусственность ничего не испортит. К тому же, как ни старайся все сделать идеально — все равно будет куча косяков.
- Моя любимая группа и образец для подражания — Depeche Mode. Конечно же, я прекрасно осознаю, какие бескрайние возможности предлагают электронные музыкальные инструменты. Мне нравится ярко выраженное электронное звучание, по духу являющееся рокерским. Использование синтезаторов я не только не скрываю, но и всячески подчеркиваю в аранжировке. Звучание классических рок-групп, которые электронику не признают, достаточно скучное и однообразное. Синтезаторы даже в виде программного эмулятора дают любому пользователю возможность звучать интересно и, пожалуй, уникально в каждом треке.
- Мне очень нравится звучание электрогитары. Дисторшн-гитара отлично звучит внизу — например, квинтаккордами. Увы, в моем распоряжении лишь софтовые музыкальные студии и редакторы, в коих живые инструменты заставить звучать хорошо крайне сложно. В связи этим я несколько ограничиваю себя в использовании гитар, но вообще тяга к их использованию имеется.
- Я стараюсь занимать звуками максимум частотного пространства. Довольно часто в песнях (особенно в обычном роке) вверху почти пусто. У меня часто в музыке есть высокие ноты, которые нужно играть чем-то вроде виброфона. Конечно же, есть и тарелочки в секции ударных. Место в верхнем диапазоне есть, зачем же ему просто так пропадать?
- Сочинение всего — сразу же. Не знаю, как иные композиторы сочиняют одну песню месяцами. Я быстро понял, что то самое настроение, в котором я сотворил что-то стоящее на основе конкретной музыкальной задумки — потом поймать практически невозможно. Как следствие — черновик не получается довести до логического конца, и потенциально хорошая музыка умирает. Появилось вдохновение? Получается создавать? Нужно бросить все и использовать момент максимально. На кону — жизнь хорошей музыки. Такой творческий рывок без остановок накладывает свой отпечаток на результат. Порой и мне ясно, что некоторые детали вышли не очень удачно из-за спешки. Но я сторонник подхода «пусть будет так, как родилось». Все равно по вышеуказанным причинам что-то улучшить в законченной композиции крайне сложно. Скорее уж можно ухудшить.
Идеальный стиль? Вот уж нет. Кое-что вошло в него от моей неумелости и необразованности — эдакие багофичи. Но что главное в творческом процессе? Главное — конечно, удовольствие, которое получает творец в процессе. Описать словами этот кайф сложно. Впрочем, и результат имеет значение. Творец при творении ориентируется на свои ощущения (хорошо-плохо), так что получившаяся музыка в большинстве случаев ему будет все же по душе. Слушать то, что сочинил сам для себя, в соответствии со своими представлениями о хорошей музыке — идеальный вариант с точки зрения слушателя.