Методика формирования статичной звуковой библиотеки


У любого музыканта, который делает музыку на компьютере, со временем накапливаются файлы тембров, используемых в производстве композиций. Если не озаботиться с самого начала четкими правилами формирования и пополнения библиотеки, со временем ворох папок и файлов превратится в хаос. Не всегда хаос виляет положительно даже не творческую личность.

При работе над каждым музыкальным номером композитор ищет и применяет определенные музыкальные тембры. Статичность местоположения звуков необходима для того, чтобы музыкант мог в любое время открыть старый проект и продолжить работу, не потеряв предыдущую работу. Иногда бывает нужно подправить буквально чуть-чуть.

Некоторые компьютерные музыкальные студии позволяют сохранить в файле музыкального проекта все используемые там сэмплы. Это неплохо, но неоптимально, так как сильно раздувает размер файла, причем за счет банального дублирования контента. Кроме того, лично я предпочитаю в процессе работы не редактировать один и тот же файл, а делать копии при каждом существенном изменении. Это позволяет вернуться, если выяснится, что несколько часов работы принесли проекту больше вреда, чем пользы. Имея 10-15 копий одного проекта, да еще с сэмплами внутри, под каждый проект нужно выделять до гигабайта места, в то время как без сэмплов внутри все файлы занимают несколько мегабайт.


Чтобы понять, как лучше всего сортировать файлы, нужно определить, с чем мы имеем дело.

Файлы, которые музыкант кладет в свою звуковую библиотеку, таковы:

Отдельные сэмплы разного вида (звукозаписи, обычно в форматах WAV и AIFF).

Пресеты (патчи) для синтезаторов. Проще говоря, конфигурационные файлы синтезаторов с набором настроек для получения определенных тембров.

Банки звуков (SoundFont, Refill и пр.) — коллекции разнообразных тембров.


Место.

Не стоит засовывать библиотеку звуков далеко. Лучше держать ее поближе к корню. Диск лучше выбирать не системный. Если нет второго внутри компьютера — не беда, можно купить внешний. Главное, чтобы на нем было много места. Стоит изначально рассчитывать, что библиотека может занять 100 гигабайт и более. Однозначно не стоит класть папку с библиотекой в папку с музыкальной студией, в которой идет работа. Ее наверняка нужно будет удалять или обновлять. В таком случае файлы библиотеки могут пострадать.


Имя.

Сейчас можно обозвать папку как угодно. Но я, памятуя о проблемах с кириллицей в прошлом веке, назвал свою папку с музыкой и библиотекой так: MoR_My3blka. Тут есть только латиница, пробел заменен на подчеркивание. Повторюсь, сейчас так извращаться вряд ли нужно, но я решил подстраховаться. Папка лежит в корне диска R. Внутри папки MoR_My3blka я сделал папку с банальным именем -=Banks=-. Там-то и расположена библиотека звуков. Не самое удачное название, исходя из содержимого: там есть и коллекция отдельных сэмплов, и патчи для синтезаторов. Но уже поздно что-то менять. Дополнительные символы в начала имени папки ставят ее в начало списка. Могу посоветовать дать библиотеке более подходящее название вроде -=SoundLib=-.


Внутренняя структура.

Изначально я думал, что стоит сделать сортировку по тембрам. Но сразу встал вопрос: куда девать большие банки, где есть сотни разнообразных тембров? Тогда я решил первичную сортировку сделать по типу файлов, а внутри уже думать, возможна и нужна ли вообще дальнейшая сортировка по тембрам.

Получилось как-то так.

Название Описание
-=Refills=- Музыкальные банки в формате Refill (так как туда я лезу чаще всего, опять же, при помощи дополнительных символов перед именем закрепил папку вверху).
777 Временная папка для песен, из которых собираюсь вырезать сэмплы, либо для наборов скаченных в сети сэмплов, которые нужно прослушать и выбрать лучшее.
Rex Файлы музыкальных петель в формате rex.
Samples Собственно, отдельные файлы сэмплов, обычно в формате WAV.
SF2 Музыкальные банки в формате SoundFont.

Также есть ряд папок с именами виртуальных синтезаторов, которые я использую. Суть, думаю, ясна.

Дальнейшая сортировка в папках с банками делалась по производителям. Изначально сложно понять, какая компания делает настолько хорошие банки, чтобы все их можно было целенаправленно захотеть получить. Потому советую сразу не заморачиваться, будет ясно по мере работы. Порекомендую между делом компанию PinkNoise Studio — у них отличные рабочие банки. Также неплохие звуки можно найти в большинстве банков от Zero-G, Lizard и Sonic Flavours.

В папках для отдельных файлов я ввел сортировку по тембрам. Получилось так (список для папки Samples — там набор папок наиболее полный).

Название Описание
Bass Бас
Drums Ударные
FX Спецэффекты
Guitars Гитары
Leads Лиды
Misc Разное
Organs Органы
Pads Пэды (подклады)
Pianos Фортепиано
Strings Струнные
Voices Голосовые сэмплы

Пояснения, думаю, излишни, все говорят имена. Уточню только по Misc — туда попадает то, что невозможно отнести к другим папкам. Конечно, все зависит от музыки и потребностей автора, так что список может быть скорректирован.

Дальнейшая сортировка конкретно в Samples мне показалась логичной только в папках эффектов (FX) и ударных (Drums). В эффектах все просто: завел папку Games, куда складываю звуки из игр. Пока есть звуки из игр Doom, WarCraft 2, Super Mario Bros., Prince of Persia: The Sands of Time.

Для ударных структура посложнее.

Название Описание
-=Drum Machines=- См. ниже
Claps Хлопки
Crashes Крэши (кимвалы)
Hats Хай-хэты
Kicks Басовые барабаны (бочки)
Misc Разное (тамбурины, запы, шэйкеры и др.)
Snares Малые барабаны

По именам назначение, опять же, должно быть понятно. Папки -=Drum Machines=- изначально не было, собирался все звуки сортировать по тембрам. Но внезапно нашел в сети сайт samples.kb6.de, с огромным архивом звуков драм-машин. Скачал, решил даже не пытаться рассортировать и сохранил всю коллекцию на будущее. Ковыряюсь в наборах постепенно — по мере выявления потребности в ударных во время работы с новыми проектами. Между прочим, на время написания статьи с момента получению мною всей этой коллекции прошел почти год, а я все еще все папки не изучил, настолько коллекция велика.


Названия файлов.

Я использую формулу «название исполнителя либо студии-производителя — собственно суть звука». То есть файл с именем DM - ETS Snare.wav означает, что это сэмпл из продукции Depeche Mode, а по сути — малый барабан из песни Enjoy The Silence. Вообще, конечно, стоит сначала указывать звук, а потом песню, то есть DM - Snare ETS.wav, чтобы малые барабаны группировались автоматически, но так как у меня есть отдельная папка для малых барабанов, это не критично.


Резервное копирование.

Бэкапы стоит делать регулярно, об этом и говорить нечего. Понятно, что делать кучу дубликатов громадных музыкальных банков (тем более, если они легко доступны для скачивания в сети) вряд ли нужно. А вот сэмплы, нарезанные собственноручно, стоит копировать почаще. Я держу бэкапы на флэшке и на сетевом диске (предпочитаю Яндекс.Диск).