Извлечение сэмплов из музыкальных произведений


Вряд ли песня U Can’t Touch This смогла бы стать популярной, если бы в ее основу не был положен сэмпл из песни Super Freak Рика Джеймса. Группа The Prodigy активно использует сэмплы в своем творчестве. Например, песня Voodoo People запоминается, прежде всего, звуком гитары из песни Very Ape группы Nirvana. Песня Ride On Time группы Black Box потеряла бы большую часть своей привлекательности, если бы исчезли сэмплы мощного вокала Лолитты Холлоуэй, взятые из ее песни Love Sensation. Примеров можно привести множество. Музыкантам сэмплирование помогает не вариться в собственном соку, добавлять в свои творения что-то новое. Новичкам позволяет звучать «как кумир» (хотя бы отчасти). Сэмплирование может быть данью уважения оригиналу, так как в подавляющем большинстве случаев сэмпл знаменит, и почти все понимают, откуда он.

Для интересующихся есть сайт whosampled.com, на котором есть масса информации о том, кто у кого заимствовал музыкальные фрагменты для своих произведений.

В процессе получения сэмпла возникает очевидная проблема с посторонними звуками, которые сэмплировать вовсе не хочется. Понятно, что при официальном обращении к создателю оригинала можно как урегулировать правовые вопросы, так и получить чистый звук. Для дилетантов (вроде меня), которым сэмпл нужен для своего маленького локального проекта, такой метод недостижим.


Способов получить сэмпл есть несколько.

1. Использовать оригинал.

Это наименее продуктивный способ. Обычно авторы стараются сделать запись так, чтобы звучание было насыщенным, и минималистичные кусочки можно встретить разве что в начале и конце. Впрочем, все зависит от конкретного случая. Иногда из оригинала вполне получается вырезать короткие звуки: барабаны, спецэффекты и тому подобное. Если мешается голос, можно попробовать найти оригинальную фонограмму без вокала, изредка это удается.

2. Поискать ремикс оригинала.

На хиты достаточно часто делают ремиксы, добавляемые на сингл. Если речь не о каком-то радикальном переосмыслении, то можно получить удлиненную версию оригинала, в котором дополнительные несколько минут добавляются за счет минималистичных вставок вроде голого баса, гитары или вокала. Вероятность вырезать чистый сэмпл гораздо выше.

3. Использовать пятиканальный релиз оригинала.

Далеко не все исполнители выпускают свои альбомы в формате 5.1. Если удастся найти такую запись, ее сначала надо будет разрезать на 6 моно дорожек (например, при помощи программы BeSweet). Наиболее интересны для сэмплирования два тыловых и центральный каналы, куда выводят небольшую часть звуков. В центр часто выводят голос, что иногда позволяет получить практически чистую а капеллу, и сделать, например, свой ремикс оригинального произведения с вокалом.

4. Найти набор для ремиксов (remix pack).

Обычно это уже готовый набор сэмплов и петель (лупов) для работы. Самый практичный вариант, не нужно ничего резать, можно сразу использовать, но встречается крайне редко. У Depeche Mode есть наборы для песен Enjoy The Silence, Dream On и I Feel Loved. К сожалению, наборы для ремиксов не всегда содержат все звуки из песен.

5. Найти мультитрэк (multitrack).

Мультитрэком называется запись песни, разделенная на отдельные дорожки. Степень разделения может сильно разниться — от грубого (ударные, бас, клавиши, вокал) до очень точного, где для каждого звука имеется свой отдельный файл. Мультитрэк — наиболее предпочтительный вариант, так как позволяет получить практически любой звук в качестве сэмпла. У Depeche Mode есть мультитрэки для песен Personal Jesus, Never Let Me Down Again, Policy Of Truth и, видимо, некоторых других. Как ни странно, мультитрэки — не такая уж редкость. В сети можно найти массу таких записей самых известных песен.


Несколько советов по использованию сэмплов.

Далеко не каждый звук можно полноценно сэмплировать, то есть записать и использовать без потерь. Особенно часто это касается ударных, которые должны «качать», иначе превращаются в некую фоновую перкуссию и портят впечатление. При сэмплировании некоторые ударные теряют свою мощь.

Живые инструменты (например, гитары) довольно часто звучат не чисто, и в оригинальном миксе это не заметно. Однако при попытке встроить сэмпл в свою композицию может постигнуть неудача. Ноты могут быть подобраны верно, но сэмпл будет вносить дисгармонию, хотя та же партия, сыгранная на синтезаторе, встанет на место идеально.

Современные средства обработки сэмплов позволяют даже музыканту-любителю на обычном домашнем компьютере менять темп и тональность сэмплов. Тем не менее, нужно иметь в виду, что любая коррекция вызывает некоторое искажение. Голосовые сэмплы наиболее уязвимы и сильно меняют звучание даже при небольшой коррекции тональности.